Диагностика социальных проблем
Страница 3

Исходя из данного определения основными средствами диагностики выступают: методики разработки социального паспорта предприятия, социальных карт коллектива, карт социального фона; методики социологического опроса; комбинированные методики, сочетающие как опросные, так и статистические методы; сложные методики сбора комплексной социальной информации для решения конкретных управленческих задач (как правило, кадровых); методики выявления позиционного конфликта; методики оценки управляемости организации и др.

Обобщая сказанное выше, сделаем выводы. Прежде всего следует отметить, что развитие диагностики и диагностической процедуры в рамках двух направлений (социологического измерения и прикладной социологии) обусловило специфику трактовки данного метода. В первом случае сфера его применения ограничивается решением теоретической задачи распознавания латентных свойств объекта с помощью ряда индикаторов, эмпирически обнаруживающих себя и принципиально измеримых. Во втором она значительно шире и предполагает выполнение не только теоретических, но также практических функций, связанных с обоснованием и принятием управленческих решений. В то же время анализируемые трактовки диагностики, в сущности, не противоречат друг другу. Они не являются взаимоисключающими. Установление соотношения, связи "конструкта" и его эмпирических индикаторов, на наш взгляд, выступает необходимым условием осуществления практической функции диагностики, поскольку без измерения состояния конкретного объекта или процесса крайне затруднительно (если не сказать более, невозможно) осуществить его оценку.

Диагностическая процедура в своем прикладном значении может быть эффективно использована для анализа социальных проблем и выработки управленческих воздействий, направленных на их разрешение. Она позволяет формировать поле проблем, находить их внутреннюю взаимосвязь, выявлять среди них ключевые, определять степень их остроты и насущности, значимость для общества и исходя из этого намечать стратегию взаимосогласованной деятельности различных субъектов социально-экономической жизни для устранения или разрешения существующих проблем. С помощью диагностики можно анализировать внутреннюю структуру конкретной проблемы, устанавливать ее истоки, стадию развития, а также оценивать величину ущерба от ее сохранения, что создает возможность более глубоко, разносторонне и взвешенно подходить к постановке целей социального управления.

Диагностика имеет принципиальное значение для разработки целей социальных программ, выявления общей логики решения проблем, связанных с их достижением. Она сокращает вероятность ошибок, возникающих при трансформации проблем в цели, что особенно важно для определения стратегических направлений удовлетворения насущных потребностей людей.

Диагностика дает возможность свести к минимуму элементы субъективизма в целеполагании, так как путем научного анализа устанавливается взаимосвязь различных проблем, их взаимообусловленность и соподчиненность. Исходя из этого выявляется ключевая (корневая), устранение которой приводит к решению многих других проблем. Например, в первые годы социалистического строительства в нашей стране решение проблемы электрификации позволило существенно снизить затраты живого труда и высвободить время на собственно социальное развитие (были сформированы и стали развиваться быстрыми темпами отрасли социальной сферы, такие, как народное образование, медицина, культура), повысить качественные характеристики живого труда (его производительность, уровень квалификации и образования работников), коренным образом изменить сельский образ жизни и др.

Диагностика социальных проблем может и должна выступать в качестве метода социального программирования, поскольку их системное исследование является необходимым условием разработки соответствующего комплекса управленческих воздействий на различные сферы социальной жизни. Будучи таковой она представляет собой совокупность способов, приемов научного обоснования проблем, решаемых посредством управления, их логической увязки с целями, возможностями и ресурсами социально-экономического развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Противодействие терроризму в России: состояние, перспективы
Современное состояние системы противодействия терроризму в Российской Федерации представляет собой совокупность субъектов, осуществляющих комплексную деятельность по выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, порождающих и с ...

Социологическое исследование ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста. Описание предмета изучения
В исследовании принимали участие 7 детей в возрасте 6-9 лет – учащиеся первого класса. Все дети до школы посещали детский сад и являются членами благополучных семей. ...

Место социологии в системе наук об обществе и человеке
Социология занимает, благодаря своей универсальности центральное положение среди социальных наук. Социология специализируется, «проникает» во все области жизни, где социальные действия и социальное поведение человека является ведущим и оп ...

Поиск
Новое