Понятие культуры, ее структура и содержаниеСтраница 1
Культура с точки зрения социологии – это особый вид деятельности, направленный на формирование социального пространства (среды обитания человека и человечества) путем
§ выработки социокультурных ценностей и норм;
§ их изменения, воспроизводства и трансляции от поколения к поколению;
§ освоения окружающей среды;
§ формирования человека и человечества, отвечающих задачам и потребностям каждого конкретного периода человеческой истории.
В социологии определились две традиции понимания роли культуры.
1.
Марксизм отводит культуре важную, но зависимую от экономики роль, считает её производной от экономико-производственных отношений. К. Маркс считал, что культура вырастает из экономической деятельности человека, надстраивается над производством, и его обслуживает. Но марксизм не отрицает обратного воздействия культуры на экономику. В немарксистской социологии культура выступает как главная сила развития.
2.
Социологи Э. Дюркгейм, М. Вебер настаивают на примате культуры, считают, что она играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие. В частности, М. Вебер утверждает, что в основе перехода людей от феодализма лежала протестантская этика - как основа ценностей предпринимательства. Смена основополагающих ценностей эпохи составляет суть исторического прогресса, цивилизации нового типа.
Поведение людей в обществе определяется их ориентацией на определённые ценности. Поэтому в социологии внимание уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, регулирующей деятельность людей.
В систему ценностей входят разные ценности: смысложизненные, универсальные (витальные: жизнь, здоровье, семья), образование общественного признания (трудолюбие, социальное положение), межличностного общения (честность, бескорыстие, добро), демократические, партикулярные (привязанность к семье).
В системе социальной регуляции ценности выступают как более общий элемент для выработки ценностных установок, идеалов, социальных норм.
Социокультурная норма – образец, стандарт деятельности, правило поведения, выполнение которого ожидается от членов группы или общества в целом и поддерживается с помощью санкций.
Особенности социокультурных норм:
§ они регулируют социальное поведение (деятельность) людей;
§ они выражают дoлжное в реализации индивидуальных и общественных интересов;
§ они обладают императивностью (повелительностью) по отношению к личности;
§ они имеют исторический характер (изменяются с течением времени).
Норма – это модель поведения человека в данной социокультурной среде.
Типология норм:
§ по специфике субъекта-носителя: групповые, классовые, этнические, общечеловеческие и т.д.;
§ по содержанию: нравственные, религиозные, этические и т.п.
Существует имманентная (внутренняя, сущностная) связь норм и ценностей, выражаемая социологическим законом: соблюдение социокультурных норм приводит к достижению социокультурных ценностей (ниже мы увидим, что этот закон действует не всегда). Индивид интернализует ценности и нормы в процессе социализации.
Верование – особая форма мировоззрения, основанная на вере – непоколебимой уверенности в том, существование чего невозможно доказать или опровергнуть. Исторические формы верований: миф, религия, идеология.
Причины сохранения верований в современном обществе:
§ нечеткость границ между знанием и верой;
§ неспособность науки ответить на все вопросы бытия;
§ углубляющийся кризис современного общества.
Именно верования лежат в основе современных нравственных принципов, по которым живет человечество. В лоне религии появились все ныне существующие науки и искусство. Бесспорна роль верований в организации и оптимизации социальной жизни людей. С глубокой древности и до наших дней верования играют важную роль в деле сохранения и развития национальной и мировой культуры.
Обычай – стиль жизни данного народа.
Обычаи включают:
§ способы приготовления пищи;
§ одежду;
§ манеры поведения;
§ обряды и праздники;
§ систему воспитания детей;
§ отношение к старикам;
§ особенности религиозного культа и т.д.
В современном обществе происходит девальвация обычаев: им на смену приходит массовая культура. Многие люди воспринимают это крайне негативно.
Массовая культура обычно рассматривается в двух разных значениях:
1.
как вид культуры современного индустриального общества, характеризующийся производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и распространяемых средствами массовой информации;
2.
как вид культуры, характеризующийся ориентацией на усредненный массовый вкус, стандартизацией формы, содержания, расчетом на коммерческий успех ("мыльные оперы", песни-однодневки, боевики).
В наиболее завершенном виде массовая культура в ее втором значении представлена кичем – низкопробным искусством, рассчитанным на самый невзыскательный вкус.
Основные положения социологических концепций
Питирима Сорокина. Становление теоретических воззрений
Становление теоретических воззрений Сорокина происходило под влиянием теорий таких русских ученых как Михайловский, Лавров, де Роберти, Петражицкий, Ковалевский, Ростовцев, Павлов, Толстой, Достоевский и Жаков, Чернов, Кропоткин. Академик ...
Теория действия
Социологическая теория действия (или теория обмена) обязана своим возникновением американскому исследователю Дж. Хомансу (1910—1989). Он видит задачу эмпирической социальной науки в описании и объяснении связи между явлениями. Таким образ ...
Социальная мобильность
Изучая неравенство членов общества, важно, чтобы они были в движущемся, функционирующем обществе. Поэтому учитывают социальную мобильность, т. е. переход индивида из одного социального статуса в другой (ребенок становится студентом, холос ...