Сравните марксистскую концепцию стадиальности исторического процесса и теорию У. Ростоу

Социологическая информация » Современные технократические концепции развития мировой цивилизации » Сравните марксистскую концепцию стадиальности исторического процесса и теорию У. Ростоу

В середине 19 века Маркс разработал материалистическое понимание прогрессивного развития человеческой истории. Марксистская концепция общественного развития базируется на формационном подходе в интерпретации истории. Он считал, что развитие цивилизации происходит через закономерную смену общественно-экономических формаций. Согласно этому подходу человечество в своем развитии проходит пять основных стадий: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Основу экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производственных сил и производственных отношений.

Движущей силой этого развития выступает рост производительных сил, в результате чего происходит смена экономических отношений, вызывающая перестройку политических, правовых отношений в обществе. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений. Первым актом социальной революции является завоевание политической власти. На основе инструментов власти победивший класс осуществляет преобразования во всех других сферах общественной жизни и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально- экономических и духовных отношений.

В отличие от Маркса, американский экономист и политолог У. Ростоу в книге «Стадии экономического роста» сформулировал «теорию индустриального общества». Теория «индустриального общества» описывает поступательное развитие общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия - к передовому, промышленно развитому.

Для индустриального общества характерны: 1) развитая и сложная система разделения труда в обществе в целом, при сильной его специализации в конкретных сферах производства и управления; 2) массовое производство товаров на широкий рынок; 3) механизация и автоматизация производства и управления; 4) научно-техническая революция. Следствием этих процессов является высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности и урбанизации, качественные сдвиги в структурах национального потребления. С точки зрения данной теории, основные характеристики крупной промышленности — индустрии обуславливают форму поведения не только в сфере организации и управления производством, но во всех других сферах общественной жизни.

В первом случае критерием прогресса объявляется степень овладения общества стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития (К.Маркс), в другом — изменения в характере производства и потребления (У. Ростоу и Д. Белл).

По Марксу, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции, а по Ростоу общество развивается от отсталого общества к передовому эволюционным путем.


Сфера здравоохранения
Трансформация советской экономической системы, переход на принципиально иные - рыночные - рельсы затронул не только производственную, но и непроизводственную сферу - здравоохранение, образование, науку, культуру. Созданная за предшествующ ...

Теория А. Маслоу
Абрахам Маслоу разработал теорию мотивации,в основу которой он поставил пирамиду потребностей. Эта теория объясняет как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы приводятся в действие, как осуществляется м ...

Исследование социального типа личности учителей тестированием. Обоснование программы и методов исследования социального типа личности учителей
Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Это подняло со всей остротой вопросы взаимодействия человека и его профессиональной деятельности. Статистика различного рода ав ...

Поиск
Новое