Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребленияСтраница 1
В современном российском обществе социальная стратификация воспроизводится не только распределением собственности и власти, но и доступом к интеллектуальным ресурсам. Последние выступают важнейшим элементом социальной структуры, а стратификация теснейшим образом связана с результатом социально-экономических перемен, характерных для перехода общества к рыночным отношениям.
Как отмечал М. Вебер, именно способность людей воспринимать радикальные изменения в общественной жизни, готовность к адекватному поведению в новых условиях представляются наиболее важным в обеспечении успеха в крупных социальных и экономических сдвигах. В рамках этой теории была поставлена задача: выявить факторы включения молодых людей в рыночные отношения в сферах образования, занятости (на рынке труда) и потребления. Ее решение дает возможность проанализировать наблюдаемую социальную стратификацию молодежи, что весьма важно для понимания взаимосвязи социоэкономической динамики и поведенческих приоритетов «рыночного поколения» в трансформационных процессах российского общества с целью выявления состояния его «включенности» в рыночную экономику.
В современном российском обществе в условиях распада традиционных форм вертикальной социальной мобильности и основных компонентов социальной структуры – доходов, престижа и властных позиций, сфера образования имеет особое значение. Помимо расширения доступа к интеллектуальным ресурсам и выполнения присущей ей функции воспроизводства выкопрофессиональных и властных элит, образование обеспечивает важные элементы адаптации: ценностно-нормативные образы.
Для выражения кредо современного поколения учащейся молодежи можно использовать девиз, сформулированный самими студентами: «Добиться успеха в жизни, жить в кайф; получить все и сразу!»
Хорошее образование в этом процессе становится главной стартовой ступенью в достижении жизненного благополучия.
Рост престижности высшего образования (падение его произошло в начале девяностых годов в условиях «дикого» рынка, подъем с 995 г), фиксируемый в ходе мониторинга «Абитуриент-студент-выпускник», привел к его массовизации: 70% россиян считают необходимым дать своим детям высшее образование. В то же время массовизация образования ведет к росту на рынке труда доли невостребованных выпускников: предложение не находит спроса. Наряду с этим, усиливается требовательность к знаниями и умениям выпускников со стороны работодателей. Поток недостаточно подготовленных работников увеличивает напряженность, в первую очередь, на региональных рынках труда, и образование все более становится сферой столкновения экономических интересов.
Так формируются две основные тенденции, характерные для рынка образовательных услуг: наличие избыточного образования и невысокий уровень подготовки специалистов. Именно они и определяют жизненные стратегии и модели поведения современного студенчества. Ананлиз мотивов получения профессионального образования свидетельствует об использовании его в качестве инструмента достижения жизненного кредо тех, которых можно назвать «молодыми перфекционистами» (состоявшимися), - успешной карьеры и материального благополучия. Практически исчезает терминальная функция, связанная с получением знаний, и возникает новая, связанная с достижением целей, т.е. карьера, материальное благополучие.
Судя материалам социологического исследования, оценка специальности наиболее полно коррелирует с мотивами ее получения: карьера, успех, образованность, престижная работа. Сегодняшние молодые не просто социализируются под давлением общественных трансформаций. Мимикрия не является их характерной чертой. В отличие от предыдущих поколений, нынешнее поколение (поколение «next») стремится изменить «мир под себя», несмотря на внутреннюю стратификацию – разный уровень жизни и столкновение ценностных позиций.
Эмпирический анализ поколения «next» свидетельствует о резких динамических изменениях распределения между ними социальных ролей. По мнению сегодняшних двадцатилетних, молодежь 16-18 лет отличается от них; между ними не всегда существует взаимопонимание, есть различие в ценностных приоритетах. Возрастная когорта, рожденная в годы перестройки, в условиях открытости России мировому информационному пространству, оказалась более подвержена воздействиям Запада, успела впитать в себя его потребительские стандарты и, как должное, воспринимает криминализацию общества. Для этой группы молодежи характерен тип поведения, ориентируемый на развлечения, неформальное общение и потребление поп-культуры. Воспринимаю рыночную экономику как «криминал» (49,3%), они принимают ее как данность, подстраивая под социальную практику экономические модели поведения.
Диалектический материализм и социология
Принципиальный вопрос, имеющий для социологии первостепенное значение, — это вопрос о взаимодействии материальных и духовных ценностей в жизни общества.
Маркс выдвинул и обосновал ту независимую переменную, которая, по его мнению, играет ...
Социально-экономическое положение бездомных
В РФ нет условий для реализации бездомными права на труд, в том числе права на участие в госслужбе. Бездомные не могут официально трудоустроиться. Это объясняется порядком подачи документов необходимых для трудоустройства, в перечне докум ...
Анализ результатов профилактики наркотизации
молодежи Нижнекамского муниципального района. Реализация управленческих решений по профилактике
наркотизации в Нижнекамском муниципальном районе
Профилактика наркотизации приобретает все более актуальный характер на всех уровнях управления в связи с положительной динамикой количества больных наркоманией, как видно на рисунке 9.
Рисунок 9 -
Количество больных наркоманией в расч ...