Социальный менеджмент как процесс: моделирование управленческой дельности – важный фактор повышения ее результативности
Страница 1

Социологическая информация » Организационно-управленческая деятельность в системе социальной защиты - особенности национальной модели » Социальный менеджмент как процесс: моделирование управленческой дельности – важный фактор повышения ее результативности

Процессный подход в управлении явился важной вехой в эволюции управленческой мысли. Ему, как оказалось впоследствии, была дарована долгая жизнь: он оправдывает себя и в настоящее время. Процессный подход рассматривает управленческую деятельность как непрерывный ряд взаимосвязанных действий субъектов и объектов, дающих желаемый результат. Таких рядов, серий взаимодействий в обществе бесчисленное множество. Но каждый из них имеет свои задачи и свою специфику. Это зависит от того, в какой сфере осуществляется управление. Цели и действия субъектов и объектов, скажем, Территориального центра социальной помощи населению данного района, безусловно, будут отличаться от целей и содержания деятельности менеджеров и работников промышленного или сельскохозяйственного предприятия этого же района.

Однако логика, последовательность действий будет одинакова в каждом из этих циклов, независимо от того, в какой сфере они реализуются. Иными словами – в практике и теории управленческой деятельности принято считать, что каждый конкретный процесс управления расчленяется на относительно самостоятельные этапы, стадии, с необходимостью следующие друг за другом и составляющие сущность управленческих взаимодействий субъектов и объектов. Ряд (серия) действий от постановки цели до ее достижения (в одиночной конкретной ситуации) получила название управленческого цикла, а каждая из операций внутри этого цикла – функций управленческого цикла. Решение всякой более-менее важной задачи включает множество циклов: об их количестве ученые не спорят, все зависит от специфики задачи. Что же касается управленческих функций (операций) внутри цикла, то здесь есть разные точки зрения по поводу их количества и названий, однако по существу логика и содержание управленческих действий остается неизменной.

В учебной литературе (отечественной и зарубежной) чаще сходятся на четырех функциях: выработка и принятие управленческого решения (бизнес-плана, проекта); организация; регулирование, коррегирование; учет и контроль (В. Афанасьев). В американской литературе: планирование; организация; мотивация; контроль (М. Мескон). Говоря о названных четырех функциях, авторы рассматривают еще две характеристики управленческого цикла, которые связывают все четыре функции воедино. Этими связующими «силами» выступают принятие решений и коммуникация (они присутствуют внутри каждой функции).

В системе категорий социального менеджмента особое место занимает категория «управленческий процесс». Управленческий процесс не является простой суммой управленческих циклов, как иногда его представляют. Он представляет собой своеобразную целостную цепочку многих циклов-процедур, то продолжающих друг друга, то набегающих друг на друга, образуя определенный пласт комплексных воздействий и взаимодействий субъектов и объектов управленческой деятельности, целью которой является всестороннее развитие социальной системы. Реализация задач управленческого процесса предопределяет и многослойность технологий, обязывает строго следовать той истине, что процесс - это не только последовательная смена состояний, но и тесная связь закономерно следующих друг за другом этапов развитая, это непрерывное объемное единое движение, цель которого – развитие, совершенствование всех компонентов системы.

В социальной работе разделение сложных проблем (задач на менее сложные всегда имеет место. И «путь» от поставленной цели до ее достижения через цепочку соответствующих операций также можно назвать циклом. На рисунке это выглядит следующим образом (см. рис. 1.8).

Рис. 1.8 Общая модель управленческого цикла

Выработка и принятие управленческого решения, определение технологий взаимодействия с клиентом является начальным этапом осуществления управленческого цикла, всякой деятельности по оказанию социальной помощи клиенту. Эта функция базируется на глубоком аналитическом материале разнообразного содержания, касающегося проблем клиента, возможностей и средств их разрешения.

Организационная функция решает проблему включения в работу соответветствующих рычагов (организационных, медико-социальных, юридических, личностно-этических, материальных и т.д.). Если это касается социальных проблем региона, отдельных или многих коллективов, то необходимо прежде всего создать систему организационных отношений, усовершенствовать или реорганизовать (если задача требует) структурную композицию, решить кадровые вопросы и т.д. Вторая функция управленческого цикла как бы расставляет всех и всё по местам, обеспечивая тем самым готовность их к действиям.

Функция регулирования, коррегирования является фактическим активным началом реализации управленческого решения. На этой стадии «задействованные» на предыдущих этапах субъекты и объекты, средства и механизмы включаются в активные управленческие действия, отношения, когда могут появиться различные проблемы, может оказаться, что не все компоненты системы точно «подогнаны» друг к другу, отрицательную роль могут сыграть и силы дезорганизации. Вот тут-то и становится необходимым конкретный труд по регулированию, коррекгированию, включению организационных и мотивационных рычагов. Цель этой функции – преодолеть противоречия между организацией и дезорганизацией, между состоянием порядка и факторами, нарушающими, возмущающими этот порядок.

Страницы: 1 2


Поиск
Новое