Управленческий
персонал социальных служб: назначение и специфика трудаСтраница 3
Социальный менеджмент исходит также из общетеоретических представлений о менеджменте как социальном явлении, как исключительно важном практическом способе рационального влияния на совместную деятельность людей в различных сферах их существования.
Социальное управление, чтобы быть эффективным, должно предусматривать наличие определенных качеств социально-управленческих взаимодействий и воздействий. Оно будет результативным, если эти воздействия станут систематическими, целенаправленными, научно обоснованными, опирающимися на прогрессивные тенденции развития субъектов и объектов социального менеджмента.
Исследования показывают, что управленческий труд сильно отличается от неуправленческого. Его главные приметы: интеллектуальная насыщенность, опора на информационный материал, целенаправленность и систематичность. Управленческий труд дает простор, создает условия для всех других видов человеческой деятельности, для взаимодействия, скоординированности усилий индивидов и социальных образований.
Содержание современных требований к профессиональной подготовке служащих аппарата управления определяют перемены, которые происходят в экономике, социально-политической жизни общества. Запад сейчас ориентирован на динамичность этих перемен по разным направлениям: перемен на рынках, в интересах потребителя (маркетинговая концепция управления), ориентация на особенности децентрализации и «горизонтального» управления (в противовес иерархическому), а самое главное – на перемены, касающиеся личности менеджера, его таланта, на человеческий фактор в целом, управленческую культуру организации (коллектива). Наиболее известной здесь стала укрупненная классификация качеств менеджера: система знаний (концептуальные качества), система квалификаций (умение делать, реализовывать) и система ценностей (отношение к себе, другим, обществу, работе и т.д.). Близкую, но более подробную, предметную характеристику качеств современного руководителя предлагает Дж. Брайенес. Он выделяет аналитические качества (умение видеть организацию, предприятие в целом, определять его цели, оценивать окружающую среду, формулировать планы, намечать стратегию); социальные качества (умение работать с людьми и через людей, влиять на них, общаться с ними, налаживать между ними кооперацию, развивать человеческий потенциал, строить хорошие взаимоотношения); эмоциональные качества (способность работать в условиях стресса и неопределенности, идти на риск, управлять хаосом, быть эмоционально сильным, контролировать себя) [58].
Особое место в системе качеств руководителя и его управленческой деятельности занимает проблема ответственности. Это качество особо важно для социальных работников всех уровней.
Немецкие специалисты предлагают развернутый вопросник, который напоминает руководителям о направлениях и объемах их ответственности за успех коллектива, за результативность работы и судьбы подчиненных. Назовем некоторые из них:
Достаточно ли тщательно выбран каждый исполнитель?
Проверен ли сотрудник на предмет соответствия выполняемым задачам?
Какие принимались меры, чтобы научить сотрудников выполнять их работу, чтобы они углубили и продолжили свою профессиональную подготовку?
Ясными ли были указания?
Достаточно ли основательным был инструктаж при решении новых задач?
Хватает ли сотрудникам времени для выполнения работы?
Есть ли соответствующие удобные средства труда и рабочие места?
Подобный вопросник (с учетом специфики социального управления) может быть весьма полезен в самоопределении руководителей и работников управленческих аппаратов социальной сферы разных уровней.
Динамика современной жизни предъявляет новые, повышенные требования к управленческой деятельности. Английские консультанты по управлению М. Вудкок и Д. Фрэнсис, сформулировав на основе исследований одиннадцать основных факторов, которые будут влиять на процесс управления в ближайшие десятилетия, пришли к выводу, что современному управленцу объективно необходимы следующие навыки и способности: способность управлять собой; разумные личные ценности; четкие личные цели; упор на постоянный личный рост; навык решать проблемы; изобретательность и способность к инновациям; высокая способность влиять на окружающих; знание современных управленческих подходов; способность руководить; умение обучать и развивать подчиненных; способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.
Каждый менеджер, каждый социальный работник способен оценить свои возможности, соотнести их с требованиями времени и «побороть» потенциальные ограничения при их обнаружении. Такими ограничениями, по мнению М. Вудкока и Д. Фрэнсиса, могут быть: неумение управлять собой; размытые личные ценности; смутные личные цели; остановленное саморазвитие; недостаточность навыка решать проблемы; недостаток творческого подхода; неумение влиять на людей; недостаточное понимание особенностей управленческого труда; слабые навыки руководства; неумение обучать; низкая способность формировать коллектив.
Факторы, определяющие положение несовершеннолетних
и молодежи в криминальной среде
Статус подростка и молодого человека в криминальной структуре, его позиция в среде несовершеннолетних (группе, микрорайоне, специальном учебно-воспитательном учреждении, ВТК и т.п.) складывается под влиянием целого ряда факторов. Надо ска ...
Общество как социальная система, его характерные черты и
особенности
Общество − это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей.
Общество неоднородн ...
Выводы
Таким образом, социум является системой, в рамках которой люди получают статус и становятся ее элементами. Статус элемента предполагает исполнение долга перед другими элементами и исполнение долга перед элементом. Причиной долга является ...