Управленческий
персонал социальных служб: назначение и специфика трудаСтраница 3
Социальный менеджмент исходит также из общетеоретических представлений о менеджменте как социальном явлении, как исключительно важном практическом способе рационального влияния на совместную деятельность людей в различных сферах их существования.
Социальное управление, чтобы быть эффективным, должно предусматривать наличие определенных качеств социально-управленческих взаимодействий и воздействий. Оно будет результативным, если эти воздействия станут систематическими, целенаправленными, научно обоснованными, опирающимися на прогрессивные тенденции развития субъектов и объектов социального менеджмента.
Исследования показывают, что управленческий труд сильно отличается от неуправленческого. Его главные приметы: интеллектуальная насыщенность, опора на информационный материал, целенаправленность и систематичность. Управленческий труд дает простор, создает условия для всех других видов человеческой деятельности, для взаимодействия, скоординированности усилий индивидов и социальных образований.
Содержание современных требований к профессиональной подготовке служащих аппарата управления определяют перемены, которые происходят в экономике, социально-политической жизни общества. Запад сейчас ориентирован на динамичность этих перемен по разным направлениям: перемен на рынках, в интересах потребителя (маркетинговая концепция управления), ориентация на особенности децентрализации и «горизонтального» управления (в противовес иерархическому), а самое главное – на перемены, касающиеся личности менеджера, его таланта, на человеческий фактор в целом, управленческую культуру организации (коллектива). Наиболее известной здесь стала укрупненная классификация качеств менеджера: система знаний (концептуальные качества), система квалификаций (умение делать, реализовывать) и система ценностей (отношение к себе, другим, обществу, работе и т.д.). Близкую, но более подробную, предметную характеристику качеств современного руководителя предлагает Дж. Брайенес. Он выделяет аналитические качества (умение видеть организацию, предприятие в целом, определять его цели, оценивать окружающую среду, формулировать планы, намечать стратегию); социальные качества (умение работать с людьми и через людей, влиять на них, общаться с ними, налаживать между ними кооперацию, развивать человеческий потенциал, строить хорошие взаимоотношения); эмоциональные качества (способность работать в условиях стресса и неопределенности, идти на риск, управлять хаосом, быть эмоционально сильным, контролировать себя) [58].
Особое место в системе качеств руководителя и его управленческой деятельности занимает проблема ответственности. Это качество особо важно для социальных работников всех уровней.
Немецкие специалисты предлагают развернутый вопросник, который напоминает руководителям о направлениях и объемах их ответственности за успех коллектива, за результативность работы и судьбы подчиненных. Назовем некоторые из них:
Достаточно ли тщательно выбран каждый исполнитель?
Проверен ли сотрудник на предмет соответствия выполняемым задачам?
Какие принимались меры, чтобы научить сотрудников выполнять их работу, чтобы они углубили и продолжили свою профессиональную подготовку?
Ясными ли были указания?
Достаточно ли основательным был инструктаж при решении новых задач?
Хватает ли сотрудникам времени для выполнения работы?
Есть ли соответствующие удобные средства труда и рабочие места?
Подобный вопросник (с учетом специфики социального управления) может быть весьма полезен в самоопределении руководителей и работников управленческих аппаратов социальной сферы разных уровней.
Динамика современной жизни предъявляет новые, повышенные требования к управленческой деятельности. Английские консультанты по управлению М. Вудкок и Д. Фрэнсис, сформулировав на основе исследований одиннадцать основных факторов, которые будут влиять на процесс управления в ближайшие десятилетия, пришли к выводу, что современному управленцу объективно необходимы следующие навыки и способности: способность управлять собой; разумные личные ценности; четкие личные цели; упор на постоянный личный рост; навык решать проблемы; изобретательность и способность к инновациям; высокая способность влиять на окружающих; знание современных управленческих подходов; способность руководить; умение обучать и развивать подчиненных; способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.
Каждый менеджер, каждый социальный работник способен оценить свои возможности, соотнести их с требованиями времени и «побороть» потенциальные ограничения при их обнаружении. Такими ограничениями, по мнению М. Вудкока и Д. Фрэнсиса, могут быть: неумение управлять собой; размытые личные ценности; смутные личные цели; остановленное саморазвитие; недостаточность навыка решать проблемы; недостаток творческого подхода; неумение влиять на людей; недостаточное понимание особенностей управленческого труда; слабые навыки руководства; неумение обучать; низкая способность формировать коллектив.
Социальная работа с многодетной семьей на примере муниципального учреждения
Центр социальной помощи семье и детям «Милосердие»
Проблемы семьи, семейной политики – это комплексные проблемы, которые призваны решать все законодательные и исполнительные органы государственной власти. В Калужской области приняты и реализуются нормативно-правовые акты, направленные на ...
Понимание свободы личности
Марксистские ученые показывает, что любой сознательный поступок человека осуществляется на основе овладения знаниями, умениями, навыками исполнения той или иной конкретной деятельности, только на основе этих его знаний и опыта формируются ...
Кризис эмпирической социологии на рубеже 30-40-х гг.: «теоретическая
неопределенность и отсутствие целостного образа современного общества
На рубеже 30-40-х годов появились первые сомнения в плодотворности эмпиризма, в его правомерности представлять всю социологию как науку. Дело в том, что акцентирование роли методики исследований сопровождалось теоретической неопределеннос ...