Шесть типов социального действия по их ориентации
М.Вебер выделил шесть типов социального действия:
1. Правильный тип, в котором цель и избираемые средства объективно адекватны друг другу и поэтому строго рациональны.
2. Тип, в котором избранные для достижения цели средства кажутся адекватными самому субъекту. Объективно они могут такими не быть.
3. Действие приблизительное, без ясно определённой цели и средств, по принципу «авось что-то получится».
4. Действие, не имеющее точной цели, определяемое конкретными обстоятельствами и понятное только с их учётом.
5. Действие, лишь частично понятное их его обстоятельств. Оно включает и ряд непонятных элементов.
6. Действие, которое вызывается совершенно непонятными психологическими или физическими факторами и необъяснимо с рациональной позиции.
Такая классификация не является надуманной или спекулятивной. Она позволяет упорядочить все виды социального действия по степени убывания рациональности, а, следовательно, и понятности. На деле переход из одного типа в другой почти незаметен. Но накопление растущих количественных отличий в итоге превращает тип целерационального действия в его противоположность, в тип иррационального, практически непонятного, необъяснимого действия. Лишь два последних типа нуждаются в объяснении с психологической точки зрения[11].
Альтернативная демократическая теория массового общества Д. Белла, С.
Липсета, Э. Шилза и др.
Применительно к индустриальному массовому обществу исследователи выделяют две концепции:
1.Либеральная концепция (Р. Миллс, Д. Рисмен и др.), в рамках которой на основе пессимистической критики отрицательных сторон индустриализма обоснов ...
Опрос в социологическом исследовании и его основные виды
Опрос − это метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от представителей населения, отобранных таким образом, чтобы на основании их ответов можно было с достаточной надежностью делать выводы об ...
Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса
Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях: 1) как объединяющее название школы в социологии, которую основал и возглавил Т. Парсонс (1902—1979); 2) как метод исследования, по которому изменения элемента сист ...
