Теории информационного общества
Страница 1

Одной из концепций постиндустриального общества является концепция Д. Белла. Основное содержание концепции постиндустриального общества Д. Белла можно свести к следующим положениям:

1. Наиболее существенной характеристикой становления постиндустриального общества является переход от экономизированной к социологизированной модели развития, то есть от развития, почти целиком мотивированного прибылью, к развитию, вовсе большей мере ориентированному на гармонизацию социально-политического взаимодействия людей.

2. Симптомы и причины этого перехода:

· в связи с достигнутым уровнем благосостояния исчерпали себя возможности чисто экономического стимулирования труда, и пришлось осваивать социально-психологические факторы мотивации (доктрина и политика человеческих отношений);

· было осознано, что богатство существует не только в индивидуальной, но и в общественной форме (например, благоприятное состояние окружающей среды), что актуализировало вопрос о поиске механизмов стимулирования роста богатства в общественной форме;

· осознание значимости богатства в общественной форме подвело к пониманию того, что общество становится все более национальным (и даже «глобальным») и вместе с тем, все более конфликтным, поскольку приходится согласовывать групповые интересы, что согласно теореме возможности американского экономиста, лауреата Нобелевской премии – Кеннета Эрроу, крайне затруднительно.

3. Рост уровня жизни и притязаний людей приводит к необходимости замены механизма распределения «по вкладу» распределением «по справедливости» (высокий уровень социальных гарантий «слабым»), что разрушает мотор, определявший развитие производительного капитализма со времен его возникновения.

4. Отмеченные выше новые элементы социальности фактически свидетельствуют о переходе общества в новый постэкономический режим функционирования. Отход экономических регуляторов на второй план и выход на первый социальных и политических технологий свидетельствует о переходе общества от экономизированной к социологизированной модели развития. Отныне приходится рассчитывать не на рациональность, как механизм объективного соединения общественных положений, а на торг между людьми. В итоге, на место экономики, как фундамента общества, приходит социология и политология.

5. По мнению Белла, наиболее существенным препятствием на пути становления социологизированной модели общества выступают культурные противоречия капитализма, связанные с заметным подрывом созидательной ценностной вертикали, порожденной христианством. Сможет ли постиндустриальное общество идти вперед в условиях фактического отсутствия ценностной вертикали и все более интенсивного распространения ценностей капитализма – это большой вопрос.

Еще более последовательно приоритет социологического подхода в моделировании общества завтрашнего дня подчеркивает известный российский социолог и политолог В.Л. Иноземцев. Он, в частности, считает, что глашатаи постиндустриального, технотронного, информационного и того подобных обществ лишь будоражат общественное сознание, пренебрегая тем очевидным обстоятельством, что общество может быть адекватно определено без обращения к его внутренним, сугубо социальным связям и отношениям. Общество будущего следует определить не спецификой орудий деятельности, а характером отношений между людьми и отношением человека к самому себе.

В.Л. Иноземцев исходит из того, что наиболее весомым фактором обновления современного общества является «становление самой природы человеческой деятельности, преодоление труда и замена его творческой активностью». В результате превращения знаний в основной фактор производства на первый план выдвигается не стремление увеличить свое материальное богатство, а желание индивида самосовершенствоваться, раскрывать свой потенциал и получать социальное признание.

По мнению В.Л. Иноземцева, современная технологическая революция вызвала два фундаментальных изменения: с одной стороны, она впервые в истории человечества обеспечила удовлетворение основных материальных потребностей членов общества, и, с другой стороны сделала совершенствование самого человека не только делом его личного выбора, но и главным критерием его социального признания. В новом обществе уже не объем богатства, а способности и ценностные ориентации будут дифференцировать людей. Ясно, что новое общество не станет ни более равным, ни менее конфликтным.

Страницы: 1 2


Социология классов и классовой борьбы
Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и Макс Вебер. Социологическая теория марксизма включает в себя системный анализ классов, социальных отношения и классовой борьбы. По Марксу, принадлежность человека ...

Теория структурно-функционального анализа. Представители школы структурно-функционального анализа
Самые видные представители школы структурно-функционального анализа: Роберт Кинг Мертон, Толкот Парсонс, Роберт Парк, Герберт Спенсер. Разработка структурно-функционального анализа выполнена в основном американскими социологами. Начало п ...

Развитие социальной работы по защите прав несовершеннолетних в деятельности КДН.
Во многих странах специализированные правозащитные органы обладают большими возможностями, чем органы общей компетенции по восстановлению нарушенных прав, поскольку анализируют ситуации, приведшие к их нарушению и выра­батывают рекомендац ...

Поиск
Новое