Сущность и общая модель индивидуальной работы со случаем
Страница 2

Начиная с 30-х гг. XX в. в Пенсильванской школе социальной работы разрабатывается функциональный подход в индивидуальной социальной работе.В основу функциональной индивидуальной работы положен психологический подход Отто Ранка. Отталкиваясь от идей З. Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития каждой личности, вызваны родовыми травмами – в процессе рождения ребёнок переживает смертельный приступ страха от неизбежного удушья – вся последующая жизнь человека является серией сложных попыток преодолеть или вытеснить этот страх. Поэтому встреча индивида и социального работника является неизбежной, независимо от различных социальных условий.

Позднее О. Ранк развивает идеи, связанные с отношениями клиента и терапевта. Также как и З. Фрейд, О. Ранк полагал, что отношения между клиентом и терапевтом несут в себе терапевтический эффект. Главная задача – подвести клиента к осознанию своих проблем, остававшихся до этого бессознательными. Основным моментом в этой ситуации должна быть воля индивида к переменам.

Х. Перлман синтезировала подходы диагностической и функциональной школ, предложив в качестве новой модели индивидуальной работы метод решения проблем.Основополагающим в данном подходе является предположение о неизбежных трудностях, с которыми сталкиваются при решении тех или иных проблем. Большая часть людей умеет разрешать эти проблемы в процессе своей жизнедеятельности. Однако на определённом этапе жизненного пути используемые методы разрешения конфликтов становятся неэффективными и не дают возможности адекватно реагировать. Деятельность социального работника состоит в том, чтобы решить проблему клиента и помочь ему наладить полноценное функционирование в обществе.

Последовательность действий социального работника можно представить в следующем виде:

1) снятие беспокойства, формирование положительной мотивации, поддержка клиента;

2) снятие эмоциональной блокады;

3) рационализация проблемы – формирование нового понимания, нового отношения к проблеме;

4) социальный работник находит совместно с клиентом доступные возможности и ресурсы, которые помогут в решении проблемы.

Новое развитие получают концепции диагностических и функциональных подходов в работах Ф. Холлис. Начиная с 1960-х гг. она развивает психосоциальный подход в социальной работе.

Метод предполагал сложную диагностику «личности в ситуации» при непосредственном участии самого клиента. Психосоциальный подход интенсивно применяется в случаях понимания индивидуальных и социальных проблем, а также проблем, связанных со здоровьем клиента.

Первые практические шаги в области индивидуальной социальной помощи связаны с теоретическими установками бихевиористской психологии, пока она не вытиснилась практикой психоанализа. Однако в 1960–1970-е гг. на основе поведенческих подходов складываются новые техники помощи. Поведенческие методы социальной работы направлены на обучение клиентов продуктивным моделям поведения. Социальный работник выступает по отношению к индивиду в большей степени как педагог. Основные техники индивидуальной работы в поведенческом подходе – техники модификации поведения. В процессе помощи клиенту модификация поведения осуществляется по двум направлениям: техники оперантного изменения поведения и респондентное изменение поведения

Страницы: 1 2 3 4


Социально - профессиональный портрет государственного служащего
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, общая численность работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы в федеральных и региональных органах государственной власти РФ, ...

Основные психологические школы в социологии
К концу XIX - началу XX веков наступает кризис биолого-натуралистических концепций. К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологи ...

Можно ли считать, что теория конвергенции себя оправдала в свете распада СССР
Можно ли считать, что СССР распался потому, что развивался самостоятельно, вне связи с другими странами? На самом деле были связи с другими станами, обмен опытом, поддержка развивающихся стран. Но это было экономически невыгодно СССР. Во ...

Поиск
Новое