Сущность и общая модель
индивидуальной работы со случаемСтраница 1
В практике социальной работы последовательные действия социальных работников относительно клиентов группируются следующим образом:
– работа в микросоциальной среде, представляющая собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы;
– социальная групповая работа, которая помогает личности расширять своё социальное функционирование и через целенаправленный опыт группы более эффективно справляться со своими индивидуальными, групповыми проблемами или проблемами в микросоциуме;
– индивидуальная работа с конкретным случаем (social casework) – метод социальной работы, осуществляемый в ситуации «один на один», когда социальный работник решает личностные и социальные проблемы клиента.
Социальная индивидуальная работа представляет собой оказание профессиональными методами помощи отдельным людям и семьям в разрешении их социальных проблем и достижении ими адекватного уровня функционирования. К этой проблеме ныне существует ряд подходов.
Развитие направления практики индивидуальной работы, впоследствии получившей название «диагностическая школа», связывают с именем Мэри Ричмонд. Адаптируя медицинские подходы лечения больных к практике индивидуальной работы, она развивает оригинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. Согласно её концепции, интервенции со стороны социального работника могли осуществляться директивными и недирективными методами. «Директивное лечение» осуществлялось в непосредственном взаимодействии - «ум на ум». «Недирективное воздействие» состояло в том, что процесс помощи сосредотачивался на окружении клиента, на изменении среды его обитания.
В процессе взаимодействия с социальным работником клиент должен был получить объективную картину своей ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих его социальное функционирование.
В индивидуальной работе с клиентом в позиции автора постепенно намечаются отходы от методов моральных убеждений и переход к методам социально-психологического воздействия и взаимодействия. В работе «Социальные диагнозы» впервые описывается процесс взаимодействия социального работника и клиента и определяются его принципы. Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работника:
– симпатизировать клиенту;
– отдавать ему предпочтение;
– поощрять его;
– строить с ним совместные планы действий.
С теоретической деятельности М. Ричмонд начинает оформляться определённый подход, школа социальной работы, которая вошла в научный обиход под названием «диагностическая школа» или диагностический подход в социальной работе.
В основе диагностического подхода лежат два основополагающих принципа:
– социальная помощь основана на индивидуализации клиента и его проблемы;
– помощь направлена на улучшение социальной жизни клиента.
Эти два взаимно обусловленных процесса описаны как диагноз и лечение.
Предмет права социального обеспечения
Как известно, предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграни ...
Социальная сущность брака
Брак как основа и ядро семьи – это санкционированная обществом (как правило, закрепленная законодательным актом или религиозным обрядом), социально и личностно целесообразная форма половых отношений.
Существуют следующие формы брака:
· ...
Виды социальных служб и
организаций, предоставляющих услуги и помощь семьям
На сегодняшний день система служб и организаций, направленная на оказание помощи различным категориям семей в нашей стране находится на этапе формирования.
В политике социальной поддержки детей преобладающей является стратегия помощи мал ...