Сущность и общая модель индивидуальной работы со случаем
Страница 3

С развитием практики определились системные черты этого подхода, что позволило исследователям выйти на рабочее определение индивидуальной работы. Сегодня её принято трактовать как «деятельность профессиональных социальных работников, основанную на психосоциальных, поведенческих, системных концепциях и имеющую системные ценности, помогающую индивидам и семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими, проблемами развития, осуществляющуюся при непосредственном взаимодействии с клиентом, лицом к лицу».

Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве, потеря работы, безработица, трудности в общении и т.п.

Ситуация «один на один» предполагает определённые отношения между социальным работником и клиентом. В процессе индивидуальной помощи не только планируется соответствующая процедура взаимодействий, но и выдвигаются специфические требования к ролям социального работника, необходимым знаниям о клиенте, обеспечивающие условия для работы в системе «один на один».

Взаимодействие в системе индивидуальной работы со случаем происходит через систему последовательных действий, представляющих собой общую модель социальной индивидуальной работы со случаем. Ее можно представить в последовательности этапов: 1) установление контакта – а) начальная стадия, где главным является осознание наличия проблемы клиентом; б) обязательства и индуцирование ролей, где главное – осознание клиентом полезности данной социальной службы в сложившихся обстоятельствах; в) предварительный контракт, самоидентификация субъекта с ролью клиента, осознание, что проблема находится в границах компетентности социального работника.

2) Определение и понимание проблемы – а) оценка, цель которой как можно больше собрать различной информации для анализа ситуации клиента; б) установление целей, определение объективно необходимых изменений и вмешательства, активизация клиента; в) развитие плана интервенций, имея в виду, что каждый клиент уникален, как и его проблемы; г) контракт, который может существовать как в устной, так и в письменной форме. Оговариваются частота встреч, место встреч, оплата и ответственность сторон.

3) Осуществление интервенций – а) подготовка к интервенции, формирование и поощрение положительной мотивации у клиента, его поддержка, для того, чтобы состоялся процесс изменения; б) осуществление интервенций, обеспечение выполнения клиентом взятых им на себя обязательств; в) оценка барьеров, с которыми в процессе взаимодействия может сталкиваться социальный работник (внутренние конфликты клиента, отсутствие навыков взаимодействия у клиента, давление окружающей среды, препятствующей процессу изменения, проблемы взаимодействия между социальным работником и клиентом, культурная идентификация, социализация и уровень образования клиентов).

4) Контроль и оценка вмешательства – а) оценка вмешательства (при достижении поставленной цели и при переходе к другим стадиям он должен вернуться к стадии №4, чтобы оценить полученный результат, скорректировать процесс стратегий, уточнить план взаимодействий с клиентом); б) эволюция (при конструктивном изменении, которое должно быть длительным и постоянным, клиент должен достигнуть необходимых перемен, и отношения между ним и социальным работником должны быть прекращены).

Страницы: 1 2 3 4


Поиск
Новое