Социально-педагогическая работа с многодетными семьями
Страница 1

Социологическая информация » Технологии социальной работы с многодетной семьей » Социально-педагогическая работа с многодетными семьями

Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы. Многодетную семью все специалисты единодушно относят к семье «группы риска». Как правило, эти семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех случаях, когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родителей, в семье физически или психически больные дети, лечение которых требует финансовых затрат. Чаще всего такие семьи имеют плохие материально-жилищные условия.

Но хуже всего, когда в такой семье воцаряется социально-психологическое неблагополучие. Его причины и признаки: потребление алкоголя, наркотиков, низкая общая и санитарно-гигиеническая культура, неблагоприятный психологический климат (неуважительные отношения между членами семьи, использование насилия как основного средства разрешения противоречий и т.п.). Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, рекреативной, коммуникативной, филицитологической (создание атмосферы счастья), регулятивной) и, естественно, становиться не состоятельной в воспитательном отношении, не оправдывая ожиданий общества.

С такой семьей нужно вести уже реабилитационную работу. Большинству же семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы они перечисленные выше функции более успешно выполняли. Важно, чтобы помощь носила конкретный характер и давала ощутимые результаты. Ведь общепризнанным является, что семья, первый устойчивый коллектив (группа) в жизни каждого человека, - базисная основа первичной социализации личности. В процессе формирования личности, ее самосознания, семья играет главенствующую роль. Именно с семьи начинаются процессы индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания, профессиональное самоопределение. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому обществу не может быть безразлично, что происходит в семье, тем более – многодетной.

Естественно, работа социального педагога должна начинаться с заполнения социально-педагогического (социально-демографического) паспорта микрорайона образовательного учреждения, заключительный раздел которого посвящен составу семей. Полученные и занесенные в него данные позволят более целенаправленно на основе дифференцированного подхода работать с семьями. Далее работа с конкретной семьей ведется с использованием «Социального паспорта семьи», куда заносятся данные диагностики, демографические сведения и пр.

Какие меры реальной помощи могут быть оказаны социальным педагогом многодетным семьям?

Предположим, что в микрорайоне образовательного учреждения или небольшом городе проживают 12 многодетных семей. В семи семьях – по 6 детей, в остальных пяти – 8,9,10, 12 и 5 детей. В основном (половина детей) – это школьники от 7 до 15 лет.

Круг проблем, с которыми сталкиваются многодетные семьи, весьма широк и разнообразен. Для того, чтобы оказать им реальную помощь, социальный педагог должен, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, а во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.

В описываемой ситуации методом анкетирования, беседы и анализа сведений из официальных источников социальным педагогом выявлены следующие проблемы многодетных семей:

1. Низкая материальная обеспеченность (75% из 12 семей).

2. Отсутствие доверительных отношений между членами семьи (42%).

3. Проблемы с выплатами детских пособий (46%).

4. Хронические заболевания членов семьи (51%).

5. Эмоционально-напряженная атмосфера в семье (13%).

6. Неуспеваемость школьников в учебе (25%).

7. Плохая адаптация к среде сверстников (в основном дети с 7 до 19 лет – 31%).

8. Неорганизованный отдых или отсутствие такового вообще (71%).

9. Незнание своих социальных льгот и прав как членов многодетных семей (18%).

10. Полное отсутствие полового воспитания детей-подростков (9%).

11. Неумение найти для семьи дополнительный заработок детьми-подростками и их родителями (70%).

Реальная помощь социального педагога этим 12 многодетным семьям может быть следующей:

· Организация встреч родителей со специалистами-психологами, медицинскими работниками и работниками правоохранительных органов по решению проблем организации труда и быта, здорового образа жизни.

· Психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч).

· Организация семейных клубов, школ семейной жизни, воскресных школ.

Страницы: 1 2


Практика социальной работы КДН с детьми и семьями группы риска.
В главе представлены основные направления совершенствования деятельности комиссий на всех уровнях системы КДН; раскрываются содержательные аспекты социально-защитной практики и организационно-педагогической деятельности КДН в системе межи ...

Феноменологическая социология
Феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукманн) исходит из того положения, что восприятие мира и конкретных фактов зависит от того, как человек интерпретирует, определяет для себя те или иные события. Способ истолкования сит ...

Исследование особенностей социальной политики в специализированных коррекционных школах-интернатах. Обоснование программы и методов исследования особенностей социальной политики в специализированных
Исследование особенностей социальной политики в специализированных коррекционных школах-интернатах проводилось на базе Самарской школы-интерната для глухих № 4. Образование специализированной коррекционной школы-интерната для глухих дете ...

Поиск
Новое