Роль религии в формировании толерантности
Страница 1

Для постепенного распространения в российском обществе духа и принципов толерантности важное значение имеют повсеместное утверждение в нём свободы совести, отношение к последователям любого религиозного или светского течения, мировоззренческих систем без их дискриминации, ущемления прав по вероисповедному, мировоззренческому признаку.

Актуальность и трудности обеспечения религиозной толерантности в современной России обусловлены рядом обстоятельств: негативными историческими традициями (вопросы свободы совести нередко решались в стране в угоду политическим интересам государства, партий); сложным поликонфессиональным (около 70 религиозных течений) и полиэтническим (более 150 этносов) составом населения; необходимостью регулярных усилий по поддержанию взвешенных взаимоотношений между разными религиями (православие – ислам, православие – иудаизм, ислам – иудаизм и т.д.), конфессиями (православие – католицизм, православие – протестантизм, протестантизм – католицизм и т.д.), между традиционными религиями и новыми, в том числе эзотерическими, религиозными образованиями, между верующими (45% населения), неверующими и другими мировоззренческими группами населения (более половины россиян – неверующие, безразлично относящиеся к вере и неверию или неопределившиеся в своих мировоззренческих исканиях); не изжитой практикой нарушения конституционных норм должностными лицами; проявлениями среди определённых групп населения, в том числе в молодёжной среде, экстремизма и различных форм нетерпимости по отношению к тем или иным верованиям и этносам и т.д.

Для нашей страны, познавшей в последнее время горечь национальных распрей, этнического эгоизма, даже этнофобии, особое значение приобретает позиция религиозных организаций, отношение верующих к перечисленным проблемам. Это тем более важно, что националистические, экстремистские группировки в центре и на местах, местные элиты в своей борьбе за власть и материальные привилегии неизменно используют в той или иной мере религию, порождая тем самым межнациональную и межконфессиональную напряжённость. А это – игра с огнём. Ведь если к существующим этническим противоречиям и конфликтам добавятся столкновения на религиозной почве, то последствия (как свидетельствует печальный опыт Ольстера, индии, Пакистана, Боснии, Хорватии, Косово) могут быть трагическими. К счастью, благодаря традиционной религиозной толерантности в России, здравомыслию религиозных руководителей, их моральному авторитету во многом были нейтрализованы попытки полномасштабного использования религиозного фактора в преступных целях этнократически настроенными и экстремистскими группировками. Достаточно отметить, что кровопролитные события в Чечне на стыке 20 и 21 вв. вопреки стремлению сепаратистов не переросли в религиозную войну, хотя религиозный фактор всячески используется террористами для обоснования своих преступных действий.

Общий позитивный толерантный настрой во взаимоотношениях представителей различных российских этнических и религиозных общностей неизменно находит подтверждение в ответах на многие вопросы. Так, при опросе 2001 г. вновь крайне низкий процент опрошенных (3,6%) посчитал, что иное вероисповедание оказывает негативное влияние на его отношение к другому человеку. Правда, почти столько же (3,2%) сочло, что данное обстоятельство оказывает позитивное влияние, но основная масса исходит из того, что на отношение к другому человеку иное вероисповедание никакого влияния не оказывает (73,7%).

В этом массовом безразличии – как верующих, так и неверующих – к вопросам веры в межличностных отношениях не следует усматривать какие-то негативные моменты. Наоборот, что, как представляется, свидетельство отсутствия помех для нормальных личностных взаимоотношений, невзирая на мировоззренческие различия. Подобное утверждение толерантных, рациональных начал можно считать серьёзным показателем демократичности нашего общества, отсутствия в нём предубеждённости против представителей других этноконфессиональных общностей. Исходя из того, что чувства, составляющие «триаду враждебности» - гнев, отвращение, презрение, - являются сущностными характеристиками понятия «интолерантность» как понятия, антонимичного «толерантности», можно предположить, что сущностными характеристиками «толерантности» являются понятия, противоположные по значению чувствам, составляющим «триаду враждебности» [42, c.36-40].

Страницы: 1 2 3


Особенности расселения в России
Заселено всего 45 % (европейская часть - 87 %, азиатская- 30). Центральный район – 100%, Дальний Восток- 1/5 общей площади. В РФ 145 млн.чел проживает на площади 17,1 млн. кв.км. Средняя плотность около 9 чел на 1 кв.км. Внутри страны ра ...

Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества
В современной Украине государственная семейная политика направлена прежде всего на укрепление института семьи путем 1) оказания материальной помощи бедным и неполным семьям; 2) совершенствования законодательной базы, направленной на рег ...

Феномен бедности в литературе 90 - х годов. Причины бедности в 90 - е годы
Бытует мнение, что именно перестройка является причиной столь стремительного имущественного расслоения общества. Безусловно, именно политика Ельцина-Гайдара, т.е. «шоковая терапия», сыграла роль катализатора в этом процессе. Но не стоит з ...

Поиск
Новое