Отклоняющееся поведение в разрезе микросоциума
Страница 2

Из числа детей, оставленных в роддоме молодыми женщинами в возрасте от 14 до 17 лет, после выхода из детдома 30% становятся бомжами, 20% - преступниками, 10% -заканчивают жизнь самоубийством.

Высокий, социально обусловленный риск нарушений психической адаптации, отклонений личностного развития, школьная неуспешность и проблемы поведения наблюдаются в группе детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, мигрантов, из семей, испытывающих серьезные социальные лишения. По данным Федеральной миграционной службы России, на 01.01.98 г. зарегистрировано 1192 тыс беженцев и вынуж­денных переселенцев (в основном из стран СНГ и Балтии). Из них 15% - это дети, разлученные с родителями или не имеющих их.

Неподдельный интерес к этим детям проявляют криминальные элементы. Такой ребенок легко находит себе "приют" в различного рода группах сверстников асоциальной направленности.

Статистика показывает, что в современных условиях все большее количество детей становится жертвами насилия. Это дети, находящиеся в эмоционально невыносимой и неразрешимой для ребенка конфликтной ситуации притеснения и пренебрежения его потребностями и интересами. В 1997г. по сравнению с 1995г. на 7,2% увеличилось количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами Российской Федераций, возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Комиссиями по делам несовершеннолетних органов исполни­тельной власти всех уровней в 1997 г. рассмотрено более 159 тыс. дел в отношении родителей, не обеспечивающих должного развития и воспитания детей. На начало 1998 г. на учете в органах внутренних дел состояло 143,6 тыс. родителей и лиц, их заменяющих, которые не выполняли своих обязанностей по воспитаыухги детей.

По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч детей. Около тысячи в месяц исчезают бесследно.

Исследования показывают, что в школах также широко практикуется насилие над детьми.

Судя по исследованиям последних лет к числу предпосылок отклоняющегося поведения следует отнести различные нервно-психические заболевания и отклонения, в 60% случаев вызванные неблагоприятными условиями труда женщин, ухудшением экологической обстановки, ростом детского травматизма, высоким уровнем заболеваемости родителей, осо­бенно матерей, вызванных отсутствием в силу многих причин культуры здорового образа жизни.

По данным Н.И.Фелинской, у 44,1% несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в детских комнатах милиции, наблюдали различные психические аномалии. По данным А.К.Личко, отклоняющееся поведение, проявляющееся в прогулах, мелком воровстве, драках, хулиганстве, отмечается у 40% подростков, наблюдавшихся по поводу нервно-психических нарушений без психоза, главным образом, при психопатиях, акцентуациях характера. Исследование 151 подростка, учащихся спецшколы для несовершеннолетних нарушителей, проведенное И.Ф.Мягковым и Ю.В.Юровым у 68% исследуемых выявило различные нервно-психические отклонения: неврозы и невротические проявления после перенесенных органических поражений мозга, задержки психического развития, патохарактерологические изменения, психопатии, легкие степени олигофрении, энурез и др.

Число детей с выраженными формами умственной отсталости в Российской Федерации продолжает расти и на начало 1998 г. составило 563,7 тыс., из них 57,5% — мальчики и 42,5% — девочки. Самой многочисленной группой среди таких детей является возрастная группа 10—14 лет (45,1%); вторая по численности — дети 5—9 лет (33%) ; третья группа — дети в возрасте 0—4 года (14%).

В целом анализ статистики и изучение практики показывают, что имеющие место в современных условиях нестабильного социально-экономического развития страны массовое несоблюдение прав детей в широком социально- педагогическом, психолого-педагогическом смысле способствует росту правонарушений в подростковой среде, усиливает негативные тенденции и социальные отклонения среди несовершеннолетних.

Мы исходим из того, что самоуправляющий механизм личности и взаимодействующая с ним направленность личности, являются мотивационной основой поведения подростка в существующей социально-правовой ситуации, т.е. предпосылкой формирования отклоняющегося поведения может являться нарушение прав ребенка на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования; на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне; на учет микросоциумом (со всей его инфраструктурой, государственными институтами) потребностей ребенка, его конкретных психофизиологических, этнических и культурных особенностей; на защиту детей от различных форм насилия, ущемления их естественных и гражданских прав, как в семье и микросоциуме, так и в государственных учреждениях.

Страницы: 1 2 3


Статус личности и престиж как основа стратификации общества
Относительно устойчивые, стандартизованные и регулярно воспроизводимые элементы социальной системы образуют ее структуру, тот конкретный механизм, который обеспечивает нормальное функционировании и стабильность. В качестве стабильных и у ...

Основные социальные институты и их функции
Социальные институты являются основными структурными единицами общества. Они возникают, функционируют при существовании соответствующих общественных потребностей, обеспечивая их реализацию. При исчезновении таких потребностей социальный и ...

Техника и гуманизация
Проникновение техники во все области бытия — и тем большее, чем дальше продвинулась страна по пути цивилизации западного типа, — общеизвестный факт. Технизация жизни является неотъемлемой стороной современной западной культуры, средством ...

Поиск
Новое