Отклоняющееся поведение в разрезе микросоциума
Страница 1

Поведение ребенка может быть нормальным, если взаимодействие его со средой "адекватно отвечает потребностям и возможностям его развития и социализации при адекватном учете данной средой его индивидуальности в ее динамических возрастных, рефлективных и, в ряде случаев, патологических проявлениях.

Отклоняющееся поведение в таком случае характеризуется как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию, вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности, и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным, нравственным и- правовым общественным нормам.

Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой - необходимым условием успешного развития этого процесса.

Социальная адаптация - это процесс приспособления индивидума к условиям окружающей среды.

В социальной психологии "адаптация" рассматривается не как изолированный и самодостаточный процесс, а как одна из сторон социализации, т.е. усвоения индивидом социального ' опыта, "предполагающего включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений".

Человек (ребенок) как целостная биосоциальная система подчинен не только законам социальной детерминации, но и биологическим законам созревания.

Под влиянием обучения, воспитания, среды, происходит процесс непрерывного гетерохромного изменения в психике и организме человека в соответствии с психобиологическими закономерностями созревания индивида.

Социальное воспитание - педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь.

В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации ученые выделяют различные ее типы: патогенную, психосоциальную, социальную, педагогическую, медицинскую и др.

В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как "трудновоспитуемость".

Трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию.

Сопротивление это может быть вызвано самыми . разнообразными причинами, включая педагогические просчеты родителей, воспитателей, учителей; дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики ребенка; особенности возрастного кризисного периода; неумение педагога найти индивидуальный подход к ребенку, проявление у подростка самостоятельного критического мышления, неприятие трудных условий в которых он оказался независимо от своего желания.

Многообразие предпосылок и причин отклоняющегося поведения определяет и разнообразие подходов к работе по предотвращению отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Анализируя процесс формирования отклоняющегося поведения с точки зрения многофакторного влияния внешней среды, современные исследователи обращают внимание на активность личности как субъекта приобщения к социальным ценностям (А.В.Петровский, А.Маслоу), как субъекта самосознания (И.С.Кон), самооценки (М.С.Неймарк, Л.И.Липкина), моральной саморегуляции (В.С.Мухина). В этих исследованиях личность выступает как система представлений человека о самом себе, на основе которых он строит свое поведение. Такой подход предполагает сосредоточенность на личности подростка, на его самосознании, мотивах, направленности как первопричине его социальных бед, а значит, и возможность преобладания мер социального контроля и ограничений в превентивной практике.

Мы опираемся на подход, разрабатываемый в исследованиях С.А.Беличевой, в которых социальная дезадаптация индивида, неадекватность его поведения рассматривается как выражение нарушений процесса социализации, возникающих вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств, на разных возрастных этапах.

Так, например, дети, лишенные родительской заботы, попечения, наиболее склонны к бродяжничеству, совершению правонарушений. По данным статистики 60% несовершеннолетних, совершивших правонарушения, проживали в детских домах и школах-интернатах.

Страницы: 1 2 3


Современный тип воспроизводства населения
Преодоление традиционного типа воспроиводства населения и замена его новым историческим типом, иначе говоря, вторая демографическая революция, были подготовлены всем долгим развитием человечества. Непосредственные же условия, приведшие к ...

Проблемы многодетных семей на современном этапе
В настоящее время в РФ насчитывается более 40 млн. семей. Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья (от лат. nucleus – ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Таких семей в структуре населения РФ 2/3. Нуклеа ...

Отдел связей с общественностью п. Бычиха дейтельность и перспективы. Анализ деятельности отдела связей с общественностью п. Бычиха
Связи с общественностью являются необходимой деятельностью во всех сферах жизни общества. Особенно это актуально в государственном и муниципальном управлении. Именно в политической сфере впервые появился сам термин «связи с общественность ...

Поиск
Новое