Пенсионеры. Образ пожилых в современном обществе
Страница 3

Респонденты старших возрастов оптимистичнее молодых оценивают уровень образования: 13,6% до 21 года и около 25% старше 50 лет считают его не ниже у пожилых в сравнении с другими возрастными группами. Вместе с тем, старшие группы более пессимистичны в отношении степени востребованности профессиональных навыков (34,7% до 21 года и более 42% старше 50 лет). Еще более заметна разница в ответах в зависимости от образования самих респондентов. Считают, что уровень образования пожилых не ниже, чем в других возрастных группах, 8,6% имеющих неполное среднее образование и 50% с ученой степенью. Соответственно о невостребованности профессиональных навыков сказали 28,8% с неполным средним образованием и 64,3% - имеющих ученую степень. Кроме того, по мере роста этого показателя у респондентов меняется их восприятие пожилых как целостной группы. Невозможно судить о пожилых в целом в силу неоднородности данной группы считают 27% имеющих неполное среднее образование и 43% с ученой степенью.

Рассмотрение профессиональных факторов вносит разнообразие в полученные результаты. О невостребованности профессиональных навыков пожилых в современных условиях наиболее часто упоминают: госслужащие (52,7%); ИТР предприятий (50,7%); представители гуманитарной и творческой интеллигенции (47,3%); предприниматели (52,0%). Однако подоплека близости оценок у этих категорий респондентов неодинакова. Так, представители гуманитарной и творческой интеллигенции, ИТР и госслужащие, говоря о невостребованности профессиональных навыков, акценты, скорее всего, делают на нереализованном человеческом потенциале.

Таблица 2

Тогда как предприниматели, наиболее низко оценивающие уровень образования пожилых (только 4% считают, что он не ниже, чем в других возрастных группах), по-видимому, исходят из отсутствия вообще соответствующего потенциала.

Взаимосвязь между уровнем образования и востребованностью профессиональных навыков пожилых проявилось в анализе оценок респондентов в зависимости от уровня их доходов. Чем выше он у респондентов, тем более высоко они оценивают уровень образования пожилых и тем пессимистичнее - степень востребованности в современных социально-экономических условиях, удовлетворенности жизнью в целом. Ни у какой другой категории респондентов кроме лиц, имеющих ученую степень, не отмечено столь четкой связи между уровнем профессиональной реализации и удовлетворенностью жизнью в целом.

Своеобразное обобщение полученных результатов представляет распределение оценок респондентов в зависимости от типа поселения. От представителей мегаполисов через жителей областных, районных центров к обитателям сельских поселений возрастает оптимизм в отношении состояния здоровья, востребованности пожилых в современных условиях, их собственной социальной активности, в целом - уровня приспособления к современным преобразованиям.

И только образование пожилых сельские жители оценивают более скромно, чем жители мегаполисов. Но, как видно из полученных результатов, это, по мнению селян, не сказывается на уровне адаптации и степени их социальной активности. Парадокс полученных результатов, повидимому, объясняется тем, что в условиях крупных городов, где скорость социально-экономических преобразований выше, пожилые люди оказались в более конкурентной среде и, несмотря на более благополучные по сравнению с сельскими жителями профессионально-квалификационные и образовательные характеристики, обладают меньшими шансами на реализацию имеющегося потенциала.

Небезынтересно, как выглядит образ пожилых в России на фоне их сверстников в развитых странах (табл. 2). Иными словами, данные опроса позволяют сделать вывод, что человеческий потенциал пожилых в России достаточно высок, во всяком случае, сопоставим с развитыми странами (исключая состояние здоровья), но степень его реализации, как в социальной, так и в частной жизни, значительно ниже.

При содержательной интерпретации полученных результатов важно иметь в виду большое количество затруднений в ответах. Их меньше вызвали вопросы о состоянии здоровья и уровне жизни - 12-17%; превалируют вопросы о полноте реализации в социальной и частной сферах (25-30% неопределенных ответов). Возможно, эта неопределенность связана не только с недостаточной информированностью респондентов, но и с неоднородностью совокупности пожилых.

Страницы: 1 2 3 4 5


Описание метода изучения и структура исследования
Для получения материала об особенностях моральных суждений детей разработаны различные методики. В их основе лежит анкетирование или беседа в форме диалога по тексту, заключающему какую-либо педагогическую ситуацию. Школьниками высказываю ...

Программа по профилактике наркотизации молодежи в Нижнекамском муниципальном районе
Сложность процесса развития такого относительно нового социального института, как муниципальное образование, обуславливает их нахождение в самой гуще социальных проблем местных сообществ. Их участие в таком социально значимом вопросе как ...

Теория социальной стратификации
Стратификация − процесс и результат разделения общества на различные социальные слои, отличающиеся своим общественным статусом. Это может быть неравный объем власти или богатства, неодинаковые права и обязанности и т.п. Таким образ ...

Поиск
Новое