Заключение
Страница 1

Конкретное социологическое исследование (КСИ) - это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов: 1) подготовка исследований; 2) сбор первичной социологической информации; 3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ; 4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Можно сказать, что именно социальная информация составляет основу конкретных исследований в со­циологии, поскольку именно она является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная тем или иным мето­дом, представляет изучаемые яв­ления и процессы. Это побудило меня включить в курс лекций со­циологии российских реформ спе­циальный раздел о социальной информации.

Дать определение социальной информации не так уж сложно: это — совокупность сведений о социальных процессах в обще­стве, которые накоплены в раз­ных источниках, — в сборниках статистических материалов и офи­циальных документов (например, указов Президента, постановлений Правительства и др.). в газе­тах и журналах, в архивных до­кументах, в научных изданиях, в анкетах и интервью, записанных на кассеты и электронные носи­тели, и др.

Говоря о социальной информа­ции, следует отметить, что за го­ды реформ роль информации в российском обществе заметно воз­росла. Налицо информационный бум. В СССР об изучении общест­венного мнения, о возможности измерения рейтингов мало кто знал. Сегодня все это вошло в на­шу повседневную жизнь, чему не­мало способствуют избиратель­ные кампании, которые практи­чески непрерывно идут во всех регионах России. Ведь именно со­циальная информация является главным орудием борьбы разных претендентов за власть. Более то­го, технологии «паблик рилейшнз» в последние годы приобрели в России статус нового социального института.

В России продолжается рост количества издаваемых газет и журналов. Многие издания со­здают собственные аналитиче­ские центры (например, имеет его «Новая газета»), которые на рын­ке информационных услуг успеш­но конкурируют со многими специ­ализированными НИИ и центра­ми общественного мнения. Через прессу с социальной информаци­ей знакомятся миллионы людей.

Таблица 1

Четыре основных метода социологических исследований

Метод исследования

Сильные стороны

Слабые стороны

Полевая работа

1. Обычно дает более богатую и “углубленную” информацию, чем другие методы

1. Может применяться только при изучении относительно небольших групп и сообществ

2. Дает возможность исследователю вести себя гибко — менять стратегию и следовать новым ориентирам, если они возникают

2. Результаты касаются только изученных групп и сообществ; обобщение на основе единичного полевого исследования весьма проблематично

Опросы (обследования)

1. Возможно получение эффективных наборов данных для большого количества индивидов

1. Собранный материал может оказаться поверхностным; если опросники жестко стандартизированы, то важные различия точек зрения респондентов могут быть искусственно сглажены

2. Дают возможность точного сравнения ответов респондентов

2. Ответы могут содержать то, что люди говорят о своих убеждениях, а не то, что они думают на самом деле

Документальное исследование

1. Исследование может оказаться глубоким или охватить большие группы людей в зависимости от типа изучаемых документов

1. Исследование зависит от существующих источников, а они могут быть неполными

2. В особенности важно в том случае, когда работа либо целиком историческая, либо имеет определенную историческую направленность

2. Трудно определить, насколько источники отражают реальные тенденции, например, в случае с некоторыми видами официальной статистики

Эксперименты

1. Можно контролировать степень влияния тех или иных переменных

1. Многие аспекты социальной жизни не могут быть перенесены в лабораторию

2. Эксперимент легче повторить другим исследователям

2. На ответы участников эксперимента может оказать воздействие ситуация эксперимента

Страницы: 1 2


Технологии социальной работы как учебной дисциплины.
Когда социальная работа выступает в форме цикла учебных дисциплин, ее технологии являют собой не только знания, но и умения информационного и обучающего характера. В учебном процессе по подготовке работников в сфере социальной работы обра ...

Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества
Важным моментом развития цивилизации является наращивание интеграционных тенденций в обществе – тенденций, которые нельзя вывести прямо и только из законов функционирования и развития той или иной формации Из сущности и структуры обществ ...

Общая оценка уровня жизни
Разработка обобщающего (интегрального) показателя уровня жизни населения составляет одну из важнейших задач всей социальной статистики. Его необходимость не вызывает сомнений. Любая система показателей должна завершаться обобщающим показа ...

Поиск
Новое