Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры
Страница 1

Социологическая информация » Предмет и объект социологии » Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре.

В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные субкультуры имеют своей задачей решение проблем их членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей «неудачи в большом обществе». Молодежные культуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их прочих членов общества. Некоторые исследователи рассматривают практику субкультур как выражение оппозиции господствующей культуре. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей субкультуре, хотя с ними и связаны. М. Брейк что субкультуры, как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей», развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структкрные противоречия, возникшие в более широком социетальном контексте».

Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с недоверием и неодобрением.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.

Выделяют два вида молодежных субкультур:

· Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет.

· Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.

По специфике поведения членов группы выделяют:

· Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.

· Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.

· Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур:

1.политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;

2.эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;

3.нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

4.радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

5.субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);

6.субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др.

7.субкультура «золотой молодежи» - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:

1.Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

2.Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

Страницы: 1 2


Региональный аспект социальной работы с бездомными женщинами г. Благовещенска. Организационная структура управления и состояние социальной работы с бездомными женщинами в г. Благовещенске
Снижение благосостояния населения, безработица, нестабильность семейного образа жизни, пьянство и другие проблемы влекут за собой рост социального неблагополучия, подрывают общество изнутри. Работа с бездомными людьми, сложившаяся в соци ...

Теоретико-методологические основы исследования моды
Мода – явление, проникающее почти во все сферы жизнедеятельности людей. Можно утверждать, что сегодня модное поведение превратилось в массовое поведение, т.е. приобрело статус социального явления. И это действительно так. Во-первых, мода ...

Теория Мальтуса. Как появилась Теория Мальтуса
Томас Роберт Мальтус (1766-1834) – видный представитель классической политической экономии Англии. Творчество этого ученого формировалось в основном в первой четверти XIX в., но результаты его научных изысканий ценны и для современной эко ...

Поиск
Новое