Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной
субкультурыСтраница 1
В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре.
В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.
В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные субкультуры имеют своей задачей решение проблем их членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей «неудачи в большом обществе». Молодежные культуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их прочих членов общества. Некоторые исследователи рассматривают практику субкультур как выражение оппозиции господствующей культуре. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей субкультуре, хотя с ними и связаны. М. Брейк что субкультуры, как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей», развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структкрные противоречия, возникшие в более широком социетальном контексте».
Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с недоверием и неодобрением.
Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.
Выделяют два вида молодежных субкультур:
· Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет.
· Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.
По специфике поведения членов группы выделяют:
· Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.
· Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.
· Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.
Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур:
1.политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;
2.эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;
3.нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);
4.радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);
5.субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);
6.субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др.
7.субкультура «золотой молодежи» - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).
Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:
1.Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).
2.Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).
Субъективный взгляд на проблему социальной
коммуникации. Я и социальная
коммуникация
Практически каждый человек, проживающий в современном обществе, является участником социальной коммуникации, обмен информацией происходит постоянно, в различных формах и в различных областях: устно, с помощью документов, в электронном вид ...
Сфера образования
Рассмотрим и проанализируем потребительское поведение населения в сфере услуг образования. За пределами нашего рассмотрения останутся денежные оценки расходов на образование и здравоохранение.
В постоянно меняющейся экономической, социал ...
Концепции массового общества. Опасности тоталитаризма. Идеи Х.Арендт, Р.
Арона, К. Манхейм
В условиях индустриализации массовый характер приобретает само общество. Массовое — это общество, в котором доминируют массы, господствует массовое производство и потребление, массовая коммуникация и культура, гражданское общество, опираю ...
