Социальная сущность бракаСтраница 1
Брак как основа и ядро семьи – это санкционированная обществом (как правило, закрепленная законодательным актом или религиозным обрядом), социально и личностно целесообразная форма половых отношений.
Существуют следующие формы брака:
· эндогамия – брак внутри определенной группы (например, класса, сословия, племени);
· экзогамия – брак с партнером из-за пределов своей группы (чаще всего связан с запретом кровосмешения (инцеста) между более или менее близкими родственниками);
· моногамия – брак, в котором состоят один муж и одна жена (парный брак); полигамия, имеющая две разновидности: полигинию, когда один муж имеет двух или более жен, и полиандрию, когда одна жена имеет двух или более мужей;
· групповой брак – два или более мужа и две или более жены.
По данным статистики, и в прошлом, и в современности наиболее распространена полигиния (83 % современных обществ разрешают мужьям иметь две и более жены), хотя фактически подобных браков сравнительно немного. Как прежде, так и теперь позволить себе иметь несколько жен могут только состоятельные люди. К тому же, каждая новая жена увеличивает угрозу течению семейного процесса, усложняет характер социально-психических связей между супругами. Далеко не каждый мужчина готов к подобным проблемам. Как поется в известной песенке, "неплохо очень иметь три жены, но очень плохо с другой стороны".
Серьезной проблемой для людей, желающих вступить в брак, является выбор брачного партнера. Решается эта проблема по-разному. В большинстве традиционных обществ важнейшим критерием выбора является социально-статусное соответствие семей жениха и невесты. При этом личные симпатии молодых людей в расчет вообще не берутся. Выбор будущего мужа или жены делают либо родители, либо признанные специалисты в этой области – свахи. Для того чтобы свести к минимуму нежелательные психические последствия подобного брака, используются различные социальные технологии:
1) поддерживается соответствующая традиция;
2) браки заключаются еще в детском возрасте, и молодые люди воспитываются, заранее зная, что они предназначены друг для друга;
3) с определенного возраста (10-14 лет) юноши живут отдельно от девушек во избежание возникновения личных симпатий;
4) на молодых людей оказывается сильное психическое давление (угрозы, уговоры, лесть).
В современном демократическом обществе ценность личной свободы индивида распространилась и на сферу семейно-брачных отношений. Решение о вступлении в брак принимают сами молодые люди. При этом, по мнению социологов, на выбор брачного партнера влияют следующие факторы:
1) гомогамия – тенденция жениться на себе подобных (соответствующих по возрасту, национальности, культуре, религии, образованию и т.п.);
2) физическая привлекательность (гармоничная внешность свидетельствует, как правило, о физическом и душевном здоровье человека, а значит, сулит будущее благополучие и счастливый брак);
3) соответствие (по внешнему облику и физическим данным, так как выбор партнера, равного себе, повышает вероятность возникновения взаимности);
Сопоставление базовых принципов
Начнем с преамбулы: Конституцию РФ принял «многонациональный народ Российской Федерации» [37] и он является источником власти[38]. Словосочетание «многонациональный народ» – оксюморон (т.е. сочетание слов противоположного значения), т. к. ...
Социальная работа с инвалидами. общие положения. Понятие
инвалидности и ее виды
Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid – «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название по ...
Социально-педагогическая работа с многодетными семьями
Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы. Многодетную се ...