Научные исследования моды как социального явления: специфика социологических подходов
Страница 8

Социологическая информация » Влияние процессов в сфере моды на социальное поведение студенчества » Научные исследования моды как социального явления: специфика социологических подходов

Так же, как и обычай, мода неофициально «узаконивается» властью массовой привычки и по-своему «охраняется» силою общественного мнения. Как ценностная установка мода выражает влечения и желания людей, которые имеют тенденцию выкристаллизовываться в привычку.

Резюмируя, сделаем некоторые выводы.

1. Анализ моды как социального явления позволяет нам выделить ее основные характеристики:

- подражательность – мода как процесс подражания элите;

- взаимопроникновение тенденции к социальному выравниванию с тенденцией к индивидуальному различию;

- релятивизм – быстрая смена элементов моды или моды как явления;

- цикличность – периодическая обращенность к прошлому, традициям;

- иррациональность – мода обращена к эмоциям, а не к логике человека;

- универсальность – сфера деятельности моды фактически не ограничена;

- добровольность и неутилитарность – эти игровые черты моды отличаются эвристическим характером, связаны с праздничным мироощущением;

- демонстративность – демонстрация принадлежности к более высокому слою общества;

- нормативность – мода тесно связана с социальной нормой;

- знаковость – мода интерпретируется как совокупность знаков, которые демонстрируют положение человека в обществе;

- массовость – в моде участвуют различные классы, социальные слои, профессиональные группы, демографические категории и т.д. Мода присуща большим социальным системам и носит глобальный характер.

2. Исследуя специфику моды как социального явления, мы содержательно будем определять ее как динамичную смену культурных образцов и массового поведения. Данное определение указывает на два основных признака моды – динамичность и массовидность, что позволяет в дальнейшем использовать эти характеристики при анализе моды как детерминанты социального действия и поведения.

Большинство авторов в социологии характеризуют моду как внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражающее уровень и особенности массового вкуса данного общества в данное время. Однако удручающе мало работ, посвященных анализу моды как процесса. Среди трудов известных теоретиков моды мы можем отметить только работы Г. Блумера, который рассматривал моду как экспрессивный и соревновательный процесс, обладающий динамикой. Поэтому в следующем параграфе мы попытаемся восполнить этот пробел и рассмотреть основные характеристики модного процесса.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Межведомственное взаимодействие в социальной работе с несовершеннолетними ВИЧ–инфицированными
Не вызывает сомнения, что любая деятельность является более эффективной лишь тогда, когда в него включены специалисты различных учреждений. В социальной работе с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними свои задачи в области сохранения здо ...

Развитие экономики семейной политики
Надеяться на скорое разрешение проблем семьи не следует, улучшение в ближайшие годы вряд ли будет иметь принципиальный характер, если сегодняшние реформы не достигнут реальных экономических результатов, если они не будут скорректированы в ...

Основные положения социологических концепций Питирима Сорокина. Становление теоретических воззрений
Становление теоретических воззрений Сорокина происходило под влиянием теорий таких русских ученых как Михайловский, Лавров, де Роберти, Петражицкий, Ковалевский, Ростовцев, Павлов, Толстой, Достоевский и Жаков, Чернов, Кропоткин. Академик ...

Поиск
Новое