Психосоциальные причины формирования дисфункциональных семей
Страница 4

Социологическая информация » Социально-психологическая помощь молодой семье » Психосоциальные причины формирования дисфункциональных семей

Согласно исследованиям психологов Сысенко В.А., Шапиро Б.Ю, Шейнова В.П. [48], одной из наиболее распространенных причин нарушения отношений между молодыми супругами является разочарование в брачном партнере, так как в период добрачного общения он не смог (не захотел, не удосужился) получить возможно более полную информацию о будущем спутнике жизни.

Примерно две трети будущих супругов знакомятся случайно в местах отдыха или местах проведения досуга, иногда просто на улице. При этом они ничего не знают друг о друге.

Традиционные формы предбрачного общения чаще всего также связанны с проведением досуга. В этих ситуациях партнеры обычно видят, по слова Целуйко, «парадное», «выходное» лицо друг друга: парадная одежда опрятность во внешнем облике, аккуратная косметика и проч., за которыми могут быть скрыты внешние и характерологические недостатки. Даже если партнеры проводят не только свободное время, но и вместе учатся или работают, они не могут получить достаточной информации о качествах личности, ролевых ожиданиях, представлениях и установках друг друга, необходимых для совместной жизни, так как эти виды деятельности не связанны с семейными ролями.

Кроме того, на первых этапах общения людям вообще свойственно, осознанно или неосознанно, стараться казаться лучше, чем они есть на самом деле, маскировать свои недостатки и преувеличивать достоинства. С этой точки зрения не проясняет ситуацию и предбрачное сожительство («пробный брак»), поскольку партнеры выступают в ролях, отличающихся от семейных (ниже уровень взаимной ответственности, чаще всего отсутствуют родительские функции, домашнее хозяйство и бюджет могут быть лишь частично общими и т.д.).

Помимо этого, представление о личностных характеристиках будущего супруга у молодых людей зачастую расходятся с качествами, которые, традиционно ценят у партнеров по общению. Как установил В. Зацепин [14], девушки симпатизируют юношам энергичным, веселым, красивым, высоким, умеющим танцевать, а будущего супруга они хотели бы видеть прежде всего трудолюбивым, честным, справедливым, умным, заботливым, умеющим владеть собой. Популярностью у юношей пользуются красивые, веселые, любящие танцевать и обладающие чувством юмора девушки, а будущая супруга должна быть в первую очередь честной, справедливой, веселой, трудолюбивой и т.д. Таким образом, молодые люди понимают, что партнер по браку должен обладать многими качествами, не обязательными для партнера по общению, но на деле критериями взаимных оценок часто становятся внешние данные и значимые на данный момент личностные качества, доставляющие удовлетворение в повседневном общении («интересный собеседник», «душа компании», «красивый, приятно вместе показаться на людях» и т.п.). При таком расхождении происходит подмена семейных ценностей добрачными.

Возникающие в процессе досугового общения привязанности и чувства создают такой эмоциональный образ партнера, когда некоторые его реалии просто не замечаются. В браке же эмоциональная завеса постепенно снимается, в центр внимания начинают попадать отрицательные характеристики партнера, т.е. строится реалистический образ, в результате чего может возникнуть разочарование или конфликт.

Иногда на познание партнера просто не хватает времени, если решение о вступлении в брак принимается слишком поспешно.

Целый ряд сложностей во взаимоотношениях, пишет Ковалев С.В., может быть следствием излишней идеализации партнерами друг друга в период знакомства и ухаживания. Конечно же, для большинства людей необычайно приятно быть предметом любви и восхищения, но такие взаимоотношения могут привести к тому, что то, что когда-то было прекрасно и желанно, становится правилом межличностного взаимодействия, а любое неодобрение или несогласие начинает восприниматься как проявление нелюбви или предательство. И хотя необоснованность подобных претензий чаще всего и муж и жена понимают, свойство человеческого мышления к абсолютизации неминуемо приводит к тому, что супруги начинают предъявлять взаимные претензии в холодности, черствости и т.д. Следствием этого вскоре может стать повышенная чувствительность партнеров к любым высказываниям друг друга, которая подогревается еще и тем, что каждый осознает, что реальные возможности человека контролировать чувства и отношение другого очень невелики. Парадокс же состоит в том, что чем больше люди предъявляют претензии в том, что их недостаточно любят, тем труднее спонтанно и естественно выражать к ним чувства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Сохранение репродуктивного здоровья девушки – будущей матери
Девушки должны знать, что именно от женщины зависит в основном атмосфера взаимной любви, сердечности и простоты, не говоря уже о том, что беременность, роды, кормление и уход за ребенком тесно связаны с жизнью женщины. Девушка должна прин ...

Личность в истории культуры
Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Все нормы, ценност ...

Религия как социальное явление
Социология рассматривает религию в ее отношении к обществу, анализирует ее связь с организацией общественной жизни. Эта связь двусторонняя. Как бы ни оценивалось и ни интерпретировалось воздействие общества на религию, социология не может ...

Поиск
Новое