Психосоциальные причины формирования дисфункциональных семей
Страница 2

Социологическая информация » Социально-психологическая помощь молодой семье » Психосоциальные причины формирования дисфункциональных семей

Молодым людям бывает не так легко разобраться в своих чувствах, отличить любовь от «тысячи подделок под неё». Простое желание тепла, жалость, потребность в друге, страх одиночества, престижные соображения, гордость, просто половое влечение, ищущее удовлетворения, и т.п. – все это выдается или принимается за любовь. Поэтому они иногда опрометчиво вступают в брак, попав в «ловушку влюблённости», что далеко не лучшим образом сказывается на семейных отношениях. Психологи А. Добрович и О. Ясицкая [53] считают, что «ловушки влюблённости» затрудняют процесс взаимоадаптации молодых супругов и приводят к быстрым разочарованиям в браке, что не способствует стабилизации семьи, ведет к формированию дисфункционального брака. В качестве подобных «ловушек они выделили» следующие:

· «обоюдное актерство»: партнеры играют романтические роли в соответствии с ожиданиями друг друга, друзей близких и чтобы не обмануть эти ожидания, выйти из принятых ролей уже не могут;

· «общность интересов»: одинаковость увлечений принимаются за родство душ;

· «уязвленное самолюбие»: кто-то не замечает или отвергает, и появляется потребность победить, сломить сопротивление;

· ловушка «неполноценности»: человек, не пользовавшийся успехом становится объектом ухаживания и любви;

· «интимная удача»: удовлетворенность сексуальными отношениями заслоняет все остальное;

· «взаимная легкодоступность»: быстрое и легкое сближение создает иллюзию полной совместимости и безоблачной жизни на брачном горизонте;

· ловушка «жалости»: брак из чувства долга, ощущения необходимости покровительствовать;

· ловушка «порядочности»: длительный период знакомства, добрачные интимные отношения, обязательства перед родственниками или друг перед другом морально заставляют вступить в брак;

· ловушка «выгоды» или «пристанища»: в чистом виде – это «браки по расчету». Нередко заключение супружеского союза оказывается выгодным для одного или обоих партнеров. Тогда под «вывеской» любви скрываются меркантильно-экономические интересы, согласно некоторым данным, для женщин это главным образом материальная обеспеченность будущего мужа, для мужчин–заинтересованность в жилплощади жены (по-видимому это связанно с тем, мужчины чаще мигрируют, а после развода оказываются в худших жилищных условиях).

«Ловушки», как отмечают Добрович и Ясицкая, могут привести и к любви, и к удачному браку при условии преодоления эгоизма, осознания мотивов вступления в брак и своей возможной вины.

Нередко побудительной причиной вступления в брак является и конформизм («быть как все»). Такие супружеские союзы иногда называются «браками по стереотипу».

Как уже отмечалось, к вступлению в брак человека может подтолкнуть и боязнь одиночества. Чаще всего на такой шаг решаются те, у кого нет постоянных друзей, не хватает внимания со стороны окружающих. Кроме того, человек может страдать от застенчивости, замкнутости, неуверенности в себе, и тогда важен не реальный избранник, а брак как таковой, поэтому первое дружеское знакомство у таких людей может закончится браком. По словам Э. Фромма, в этих случаях сила увлечения, ощущения, что каждый «сходит с ума» от другого, принимается как доказательство силы любви, в то время, как это доказательство лишь их предыдущего одиночества. Брак, в основе которого лежит дефицит общения и признания, таит в себе самом опасность, поскольку семейная жизнь, не сводится к одному лишь обмену знаками внимания, любезностями, демонстрациями положительных чувст. Человеческие отношения в браке оказываются богаче, сложнее, многограннее, чем те, что насыщают первый голод общения и стремления избавиться от одиночества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Приложения
Приложение 1 Типы толерантности Типы общественного сознания Типы толерантности Признаки толерантности Мифологическое «скрытая» толерантность «Толерантность ещё не осмыслена концептуально. Общество терпимо относится к ...

Социология революции
Маркс допускал разные формы классовой борьбы. Он не отрицал значимость мирных форм борьбы в рамках профсоюзного движения, но считал, что реформистская борьба, по крайней мере, в ранний период развития капитализма, не разрешит проблему ант ...

Релятивный и нормативный аспекты идеологии: строительство нации
Релятивный аспект идеологии заключается в выяснении того, какая общественная сила является основой национального государства, где ценностью является двуединая нация, внутри которой субъекты взаимодействуют согласно принципам истинной своб ...

Поиск
Новое