Проблема правовового положения бездомных
Страница 2

Бездомные оказались дискриминированы в вопросах получения психиатрической помощи, что является одним из аспектов их дискриминации в вопросах реализации конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Психиатрическое освидетельствование проводится для определения, страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи. Психиатрические освидетельствования проводятся по просьбе или с согласия обследуемого. В случае, когда человек, в отношении которого не известно, страдает он психическим расстройством или нет, совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, обуславливающего его беспомощность (то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности) или существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если он будет оставлен без психиатрической помощи, решение о психиатрическом освидетельствовании этого человека без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом-психиатром с санкции судьи. Однако, если этот человек является бездомным, то с получением санкции судьи могут возникнуть юридические проблемы. Дело в том, что заявление врача-психиатра о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина подается в суд по месту жительства гражданина. Поскольку иного механизма отнесения дел о необходимости психиатрического обследования к подсудности того или иного суда законодательством не предусмотрено, в России нет суда, который по подсудности мог бы принять к рассмотрению такое дело в отношении бездомного гражданина. К каким последствиям это может привести, понятно из указанных выше оснований для принудительного обследования.

В 1991 году из Уголовного Кодекса РСФСР были исключены статьи 198 и 209, предусматривавшие уголовное наказание за проживание без прописки и занятие бродяжничеством или попрошайничеством либо ведение иного паразитического образа жизни. Однако статья 178 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, предусматривающая наказание за проживание без прописки в виде предупреждения или штрафа в размере до одной десятой минимального месячного размера оплаты труда, действовала вплоть до 2002 года. Статья 180 того же Кодекса предусматривала наказание за "допущение гражданами проживания в занимаемых ими жилых помещениях лиц .без прописки или регистрации" в виде предупреждения или штрафа в размере до одной десятой минимального месячного размера оплаты труда. В 2002 году вступил в силу новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ, в который были включены аналогичные нормы.

Следует учитывать, что штрафные санкции за указанные административные правонарушения налагаются во внесудебном порядке непосредственно органами внутренних дел. При этом правонарушением считается сам факт нахождения без регистрации в населенном пункте. Вопрос о том, есть у конкретного "нарушителя" возможность зарегистрироваться в каком-нибудь жилом помещении в каком-либо населенном пункте на территории Российской Федерации или нет, никем не исследуется и не рассматривается. По сути дела в вопросе административного преследования за проживание без регистрации сложилась устойчивая практика объективного вменения, при которой для наложения взыскания достаточно одного лишь факта отсутствия регистрации. Субъективная сторона дела, от которой зависит квалификация поведения человека (виновное или невиновное поведение), при вынесении решения не исследуется. Бездомные в России подвергаются жесточайшей правовой дискриминации. Российский законодатель страдает своеобразной "слепотой" и при разработке норм, предусматривающих механизмы реализации прав и свобод человека и гражданина, "не видит" бездомных и, соответственно, не предусматривает таких механизмов реализации прав и свобод, которые с учетом специфики бездомного существования обеспечивали бы бездомным равные с прочими гражданами возможности. Но как только встает вопрос о преследовании (уголовном, административном), наш законодатель не просто обнаруживает бездомных наравне с прочими, но и всячески выделяет их, забывая при этом общепризнанные правовые принципы.

Страницы: 1 2 


Функции социологии
Функции социологии Функции Направления 1. Познавательная 1. Теоретический и эмпирический анализ социального факта в качестве исходного момента практики социального преобразования действительности 2. Познание процесса преоб ...

Преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом. Преимущества контент-анализа
Текст можно условно разделить на две неравные составляющие: непосредственный или первичный смысловой слой, т.е. то, что воспринимается при чтении слов, предложений; и глубинная смысловая часть текста, или, как иногда говорят, подтекстовая ...

Долг свободы
Национальной идеологии во многом, противостоят утопические идеи, порожденные Просвещением, которые вместо того, чтобы решать насущные проблемы, преследуют такие идеи как «свобода», «равенство», «братство», «уважение» и другие. Они подаютс ...

Поиск
Новое