Концепция единого индустриального общества. Теория конвергенции и деидеологизации: прозападная (Р. Арон, У.Ростоу) и «параллельная» (З, Бзежинский , П.А. Сорокин) – идеи сближения , сглаживания и за
Страница 2

Социологическая информация » Современные технократические концепции развития мировой цивилизации » Концепция единого индустриального общества. Теория конвергенции и деидеологизации: прозападная (Р. Арон, У.Ростоу) и «параллельная» (З, Бзежинский , П.А. Сорокин) – идеи сближения , сглаживания и за

Теория конвергенции была направлена на снятие марксистской «однолинейной схемы развития» с обязательной заменой капитализма социализмом. В ней обусловливалась идея, что индустриальное общество обладает потенциалом безграничного прогрессивного развития без радикальных (революционных) преобразований и создания «мира без границ» — общего дома человечества с приоритетом общечеловеческих ценностей. Лишенная идеологической эйфории, теория конвергенции народов и культур в трактовке действительных процессов всемирной истории имеет под собой объективную основу — развитие таких универсалий, как мировой рынок, промышленные технологии, глобальные проблемы и т. п.

В традиционных (отсталых) обществах идеология играет важную роль: выражая чаяния и устремления социальных сил, она способна мобилизовать, ориентировать и целенаправленно вести их к действиям с социальной эффективностью.

«Однако изменения социальной стратификации в индустриальном обществе сопровождаются исчезновением антагонистических классов, депролетаризацией населения и установлением социального согласия как основы социального порядка. В связи этим снимаются идеологические мерки и нагрузки с социальных отношений, т. е. приходит «конец идеологии». На первый план выходят технико-рациональные аспекты функционирования общества, основанные на приоритете науки и культуры. Такое освобождение индустриального общества от влияния идеологии получило название «деидеологизации», выражающей принцип: «чем меньше идеологии, тем лучше» (Р. Арон, Д. Белл, Ж. Эллюль и др.)( Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов н/Д, 1996.С 115).

Страницы: 1 2 


Христианский этический идеал, мирское благочестие и житейская нравственность
Христианское нравоучение было ориентировано в целом на монастырский идеал нравственности. Характерно, что при всей практичности и конкретности нравоучения оно выступало по отношению к мирскому благочестию не в качестве нормы, а в качестве ...

Социально-экономические предпосылки бродяжничества
Период политического и экономического реформирования в России оказался достаточно долгим по времени, и это негативно отразилось на социальном положении населения. Большинство граждан Российской Федерации в советское время было малоимущим ...

Государственная социальная помощь малообеспеченным слоям населения
Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и ж ...

Поиск
Новое