Эмпирическое исследование влияния приоритетного источника информации на ценностную сферу личности
Страница 1

Социологическая информация » Направленность, как социальное явление » Эмпирическое исследование влияния приоритетного источника информации на ценностную сферу личности

В результате теоретического исследования направленности мы пришли к выводу, что направленность, а в особенности идеалы, ценности и установки во многом зависят от того, какую культуру человек потребляет. Но необходимо теоретический вывод подтвердить эмпирическими данными.

Для этого было проведено исследование, целью которого и было выявить зависимость жизненных ценностей личности от того, из какого источника личность преимущественно потребляет информацию.

Испытуемыми в данном исследовании стали студенты первого курса специальности клинической психологии.

Выборка составила 30 человек.

В исследовании использовались: анкета, составленная специально для этого исследования, и морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина) (МТЖЦ)

Анкета использовалась для выявления наиболее приоритетного источника информации. Состояла она из четырех блоков, в каждом блоке по три вопроса. Каждый блок относился к какому либо источнику информации (транслятор культуры) – интернет, телевиденье, книги, кино. Первые два вопроса в блоке выявляли приоритетность данного источника, а третий выявлял предпочитаемый жанр внутри блока.

МТЖЦ использовалась для выявления терминальных жизненных ценностей у испытуемых.

Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

Перечень жизненных ценностей включает:

1. Развитие себя. Т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

2. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

5. Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

6. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

7. Достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.

Перечень жизненных сфер:

1. Сфера профессиональной жизни.

2. Сфера образования.

3. Сфера семейной жизни.

4. Сфера общественной активности.

5. Сфера увлечений.

6. Сфера физической активности.

Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Самобытность человека вырабатывается относительно основных ценностей, признаваемых в обществе. Но личностные ценности могут и не воспроизводить точную копию ценностей общественных.

В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Критический порог - 42 балла, после которого результаты можно признать недостоверными.

Опрос необходимо проводить при соблюдении благоприятного эмоционального климата. Экспериментатор должен быть доброжелательным, должен уметь ответить на возникающие вопросы, но не провоцировать определенный ответ испытуемого на утверждение. При групповом проведении опроса каждый испытуемый должен иметь свой текст опросника. Допускается зачитывание утверждений экспериментатором вслух для всей группы. Каждый должен ответить индивидуально.

Страницы: 1 2 3 4


Социальный менеджмент как процесс: моделирование управленческой дельности – важный фактор повышения ее результативности
Процессный подход в управлении явился важной вехой в эволюции управленческой мысли. Ему, как оказалось впоследствии, была дарована долгая жизнь: он оправдывает себя и в настоящее время. Процессный подход рассматривает управленческую деяте ...

Технологии социальной работы с пожилыми людьми. Общая характеристика современных технологий социальной работы с пожилыми людьми
Множество пожилых людей добровольно оказывают помощь соседям, знакомым, родственникам, большинство же пожилых людей привлекаются к такой деятельности посредством различных программ помощи, разрабатываемых государственными учреждениями, уч ...

Плюрализм и унификация
Современная культура плюралистична (от лат. pluralis — множественный) никогда прежде не было такого обилия и разнообразия культурных систем и подсистем, взглядов, направлений и т. д., как сейчас. По одному и тому же вопросу можно встретит ...

Поиск
Новое