Направленность и культураСтраница 1
Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Традиционно всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях.
Во-первых, как «продукт» культуры, введенный в ее нормы и ценности, обученный технологиям деятельности и этике взаимодействия с другими людьми в процессе своей инкультурации и социализации, осуществляемой в ходе детского воспитания, при получении общего и специального обрания, посредством контактов со своим социальным окружением (семьей, друзьями, коллегами и пр.). Получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т. п., человек, прямо или опосредствованно, формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу
Во-вторых, как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и пр. как данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоидентификации и социальной самореализации в данном сообществе.
В-третьих, как «производитель» культуры, творчески порождающий новые культурные формы, либо интерпретативно воспроизводящий или оценивающий в суждениях имеющиеся формы, что уже по самому факту индивидуального интерпретирования может быть квалифицировано как акт творчества. И, в-четвертых, как «транслятор» культуры, ибо, воспроизводя какие-либо культурные образцы в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям[4].
Итак, если выше мы говорили о направленности, как о явлении, порожденном социальным окружением, то теперь несколько конкретизируем эту связь, а именно – направленность, как общая устремленность личности, во многом зависит от культуры общества и от того, что транслируют продукты этой культуры. Необходимо указать, что любой предмет, принадлежащий какой либо культуре, является одновременно продуктом и транслятором этой культуры. Например, любое художественное произведение с одной стороны, опирается на достижения, нормы и принципы той культуры, в рамках которой была создана, а с другой стороны, это самое художественное произведение транслирует культуру читателю, в некотором смысле формируя его мировоззрение.
Исходя из Культурно-исторической теории Выготского, можно предположить, что культура, прямо или косвенно влияет на направленность человека.
Влиять культура может через потребности. Так или иначе, но направленность в основном не предметна, а устремлена в какую либо жизненную сферу. Человек стремится не к конкретной материальному или духовному благу, а к некой общности ценностей, и при этом, группа ценностей не является целью, а скорее некой областью, в которой человек стремится совершенствоваться[2]. Например, если человек испытывает потребность в уважении, то он просто физически не способен достичь его во всех социальных сферах и группах. Но есть наиболее приоритетная для него сфера – например его рабочий коллектив. И человек будет стремиться удовлетворить потребность в уважении именно в внутри этого коллектива[3]а вот средства достижения уважения целиком и полностью обусловлены культурой. Например, если в одной культуре слово уважаемый синоним слову обеспеченный, то и добиваться уважения человек будет улучшая свое материальное благосостояние. А в другой культуре слово уважаемый синоним слову – сильный. И пути достижения уважения тоже будет соответствующие[5].
Социальные агрегаты: понятия и виды
Социальные агрегаты или группы - совокупность людей, объединенных любым признаком: общим пространственным и временным бытием, общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими и другими харак ...
Советская система коллективно-договорных отношений
Формирование и утверждение советской системы коллективно-договорных отношений особый весьма сложный и противоречивый процесс, начавшийся в 1917 г. в России с ликвидации капитализма и провозглашения создания нового социалистического общест ...
Источники средств.
Деятельность любого благотворительного общества зависит от средств, которыми оно располагает. Женские благотворительные общества существовали за счет пожертвований частных лиц, членских взносов, средств от сборов по подписным книжкам. По ...
