Идеалы. Культурная обусловленность идеалов
Страница 1

Социологическая информация » Направленность, как социальное явление » Идеалы. Культурная обусловленность идеалов

Высшим уровнем направленности являются идеалы. Идеал можно обозначить как образец для подражания[2].

Идеал – это некая схема, совокупность определенных свойств и качеств дающая целостный образ, культивируемый в культуре[5].

Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, – образ, который служит образцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное отображение; идеал может находиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному облику человека; в нем может быть подчеркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостает[2].

Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы – свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты[2].

В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через них и формируется. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.

Идеал имеет много общего с социальной ролью, но это более общее явление, проявляющиеся в любой деятельности, в отличие от социальных ролей, которые проявляются в строго определенных ситуациях.

Идеалы формируются не только под непосредственным воздействием социального окружения, но и через потребляемую индивидом информацию.

Но, индивид не просто принимает тот образ, что навязывается ему извне. В любом случае, информация проходит через структуру личности, преобразуясь в соответствии с ее особенностями. Индивид интериоризирует информацию, соотносит ее с предыдущим опытом, а так же со своими потребностями и интересами[6]. Этот процесс будет рассмотрен несколько ниже, после рассмотрения установок и ценностей.

Таким образом идеал – высшая форма направленности, наиболее социально обусловленная. Идеал формируется под влиянием общественного мнения, культуры общества и продуктов этой культуры.

Ценности и установки

Направленность, как результат и форма взаимодействия человека с внешним миром, имеет тесные связи с предметами окружающей действительности. Связи эти выражаются в ценностях и установках.

Под ценностью будет пониматься все, что имеет определенное значение для человека, все что для него важно. Ценности можно определить как цели, к которым будет стремиться личность или как некие маячки, на которые она будет ориентироваться

Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

Различаются два вида установок: общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений, дифференцированная — по отношению к отдельным объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму его реакции. Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом. Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда может привести к негибкости поведения. Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для человека средств[1].

Страницы: 1 2


Традиционный тип воспроизводства населения и его историческая ограниченность
Новый тип воспроиводства населения, возникший во времена неолита, безраздельно господствовал во всем мире вплоть до XVIII века, а у значительной части населения мира далеко не полностью изжит еще и сегодня. Основные черты этого типа воспр ...

Трудности.
В своей деятельности женские благотворительные общества сталкивались со многими проблемами. На примере Московского общества улучшения участи женщин видно, как легко загубить благое начинание. Общество постоянно испытывало недостаток средс ...

Молодежь как социальная общность. Молодежная субкультура
Молодежь - это социально- демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономическо ...

Поиск
Новое