Потребности и их социальная обусловленность
Страница 2

Социологическая информация » Направленность, как социальное явление » Потребности и их социальная обусловленность

Вторая особенность – сложность протекания процесса возникновения потребности у человека.

Рубинштейн в своих работах выделял несколько этапов развития единичной потребности

1. Влечение

2. Желание

3. Хотение

Органические потребности представлены в психике прежде всего в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряжения или более или менее острый аффективный тон, они выступают в виде влечений. Влечение – это органическая потребность, представленная в органической (интероцептивной) чувствительности. Влечение не осознается человеком как конкретная нужда в чем то, а лишь вызывает дискомфорт, ощущается как чувство неудовольствия[2]. Часто интенсивность влечения не превышает порог сознания, и, поэтому, не осознается. По мере того как осознается служащий для удовлетворения потребности предмет, на который направляется влечение, а не только ощущается то органическое состояние, из которого оно исходит, влечение необходимо переходит в желание – новую форму переживания потребности, в которой представлен предмет потребности[2]. То есть желание начинается с появлением мотива – предмета, обладающего свойством удовлетворить возникшую потребность. И наконец, хотение – этап, непосредственно предшествующий деятельности и выражающийся уже в осознании и нахождении не только мотива, но и средств, необходимых для достижения предмета потребности, уже включает в себя не только эмоциональный, но и волевой компонент. Итак, потребность, как процесс, сложное явление, и основная особенность здесь – работа сознания, предваряющая деятельность по удовлетворению потребности. И сознание может прервать путь реализации удовлетворения потребности на любом этапе с помощью воли, если удовлетворение невозможно в силу различных причин.

Третья особенность – иерархичность потребностей.

Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации, предложив следующую классификацию человеческих потребностей:

1. Потребности физиологические (органические) - голод, жажда, половое влечение и др.

2. Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.

3. Потребности в принадлежности и любви - принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.

4. Потребности уважения (почитания) - компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.

5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.

6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота.

7. Потребности в самоактуализации - реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Основой концепции является утверждение о строгой иерархичности возникновения потребностей, то есть, пока не удовлетворена низшая, не появляется высшая потребность.

«Когда у человека появляются высшие потребности, именно они скорее доминируют в организме, нежели физиологические стремления, и когда эти потребности удовлетворены, вновь появляются новые, еще более высокие, потребности»

Но все же следует указать, что человек способен усилием воли подавлять одни потребности и удовлетворять другие. Виктор Франкл в своей книге «человек в поисках смысла» критикует позицию Маслоу относительно иерархичности потребностей и постулата – «сначала хлеб, потом мораль». Он, на своем примере и примере других узников, демонстрирует, что даже в нечеловеческих условиях нацистских концентрационных лагерей люди не просто сохраняли человеческий облик, но и пытались как-то самореализовываться, искать уважение и любовь и не думать только о хлебе насущном[8]. Но эти примеры нельзя расценивать как опровергающие концепцию Маслоу, так как движущим фактором здесь становилась личность и сознание, что, с помощью воли, подавляла неудовлетворенные базовые потребности, переходя на более высокий уровень.

Страницы: 1 2 3


Приложения
Приложение 1 Рис.1 Исторические типы воспроизводства населения Приложение 2 Рис. 2 Ф. Ноутстайн. Теория демографического перехода [1] Термин “архетип” был введен в демографию А. Ачади и Я. Немешкери, но только применительно ...

Личность как субъект политики
Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качест ...

Классификация санкций за несоблюдение неформальных правил
Наказание, которое может быть применено по отношению к нарушителям неформальных правил, принимает разнообразные формы, от простого неодобрения и косого взгляда до полного отказа поддерживать какие-либо отношения с нарушителем. Выделим осн ...

Поиск
Новое