Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей. Современная семья в условиях социально-экономического кризиса
Страница 6

Социологическая информация » Технологии работы социального педагога с многодетной семьей » Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей. Современная семья в условиях социально-экономического кризиса

Улучшение условий жизни семей способно повысить рождаемость только за счет более полного удовлетворения имеющейся потребности в числе детей, но не способно существенно изменить саму эту потребность. Если потребность в числе детей опустилась ниже потребности общества в воспроизводстве населения, то даже полное удовлетворение потребности семей в числе детей не спасет нацию от старения и вымирания. Только изменение самой потребности в числе детей до уровня хотя бы простого воспроизводства населения принесет действительное решение этой проблемы. [15]

Функция первичной социализации детей и социально-статусная функция. Семья перестала быть единственным институтом социализации, эту роль с ней разделяют школа, детские (подростковые) группы, специальные воспитательные организации, учреждения культуры. Несправедливо было бы преуменьшать их значение в сегодняшнем обществе, ведь без их участия семья не сумеет сформировать личность современного типа. Но семья продолжает оставаться важнейшим институтом социализации, и нет оснований считать, что какое-либо другое образование сможет заменить ее в обозримом будущем. [11]

В настоящее время выполнение данных функций семей затрудняется. В отношении воспитания об этом свидетельствует рост девиантного поведения у детей. В обществе также существует проблема скрытого беспризорничества, ее причины кроются в том, что для современного общества семейный образ жизни не является престижным. Социологи характеризуют эту тенденцию как социальный отказ от детей новых поколений. Скрытое беспризорничество проявляется и в благополучных семьях, где родители или одна мать трудятся на 2-3 работах и почти не видят детей и не занимаются их воспитанием. [8, 10, 1, 18]

Анализируя происходящие в современном обществе изменения, можно констатировать возрастание роли экономической, хозяйственно-бытовой, досуговой и психотерапевтической, а также гедонистической функций семьи и значительное снижение значимости репродуктивной, социально-статусной функций и функции первичной социализации ребенка.

Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

- супружеские отношения перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства;

- почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);

- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжелое и нежелательное бремя;

- разрушена иерархия семейных отношений, утрачен традиционный уклад семейной жизни;

- нарушены родовые и семейные связи между поколениями;

- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;

- продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов.

Таким образом, анализ социально-демографических показателей, анализ функционального состояния современной семьи позволяет выделить следующие тенденции:

сокращение общего количества семей;

уменьшение числа детей в семье;

ориентация репродуктивного поведения семьи на одного ребенка;

сокращение многодетных семей;

рост неполных и кризисных семей, наиболее социально уязвимых;

рост асоциальных семей, неспособных воспитывать детей.

Судя по сложившейся в обществе ситуации, слабых, экономически и психологически незащищенных семей насчитывается больше, чем успешных и благополучных. При сохранении существующих тенденций период до 2010 г. будет характеризоваться углублением кризисной ситуации в семье, негативным действием деструктивных процессов. Происходящее разрушение семьи как отрасли государства, ответственной за воспроизводство населения, будет продолжаться. Следовательно, суровая статистика вымирания населения и сокращения количества семей сохранится. Практика подтверждает, что государственные меры по социальной защите семьи всегда отражались на уровне рождаемости. В период до 2010 г. можно прогнозировать лишь небольшой рост рождаемости, благодаря увеличению численности женщин в возрастах наивысшей рождаемости (20-29 лет).

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что большинство семей и детей "группы риска" порождены общественными условиями. Для их позитивного и своевременного решения необходимо укрепление экономических основ семьи, приоритет мер общей профилактики над мерами специальной профилактики, всемерное повышение статуса роли семьи как основного института социализации детей и главной ценности государства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Исторические предпосылки становления партнерских отношений в дореволюционной России
Ростки партнерства проявились в отечественной истории в начале XVIII в., когда были предприняты первые попытки государственного регулирования трудовых отношений между работниками и работодателями, владельцами мануфактур и заводов. Подтвер ...

Развитие социальной работы по защите прав несовершеннолетних в деятельности КДН.
Во многих странах специализированные правозащитные органы обладают большими возможностями, чем органы общей компетенции по восстановлению нарушенных прав, поскольку анализируют ситуации, приведшие к их нарушению и выра­батывают рекомендац ...

Выводы
Социальная терапия – сравнительно новая технология, которая получает все большее распространение в современной социальной практике. Несмотря на разницу подходов, можно заключить, что целью социальной терапии во всех указанных случаях явл ...

Поиск
Новое