Характеристика ценностных ориентаций детей младшего
школьного возрастаСтраница 2
Благодаря исследованиям, проведённым Ж. Пиаже, мы имеем представление о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных суждений они придерживаются. Установлено, например, что в период жизни от 5 до12 лет представления ребёнка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму.
В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиях, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений. Дети-релятивисты придают повышенное значение намерениям и по намерениям судят о характере поступков. Однако при явно отрицательных следствиях совершаемых поступков младшие дети способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.
Необходимо упомянуть, что известно каждому учителю. Способность размышлять о поступках, давать им оценку может и не совпадать с нравственным (или безнравственным) поведением школьника. Бойко отвечая на вопросы о том, «что такое хорошо и что такое плохо», он в то же время может совершать действия, не соответствующие этим оценкам.
На моральные суждения также значительное влияние оказывает непосредственное социальное окружение, в первую очередь семья. Более старательными, добросовестными оказываются дети из тех семей, где старшие добросовестно относятся к своему труду и стараются в доступной форме объяснить им смысл своего поведения.
В работе исследований Л.И.Божович, Л.С.Славиной, Т.В.Ендовицкой доказано, что существует сложная связь между интеллектуальным развитием школьников и их возможностями в построении суждений на моральную тему. При развитой способности действовать «в уме» дети обнаруживают самостоятельность в решении моральных проблем, у них появляется независимость суждений, а также стремление к самостоятельному построению задачи на моральную тему.
Таким образом, актуальность нашего исследования оправдана необходимостью разработки условий формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников.
Выводы. Изучив методы научного познания: теоретический анализ социальной, философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогические наблюдения и социологическое исследование, и математическая обработка результатов исследования, мы выделили для себя следующие факты, отмечающие необходимость нашего исследования:
1. Важное условие формирования нравственно здорового общества обеспечение в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, свободы, мир на земле.
2. Ценности формирую смысл жизни человека, (в самом широком понимании) состоящий, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование.
3. О том, насколько глубоко нежелательные изменения затрагивают современное общество, можно судить по детям. В течение последних 10 лет мы оказались перед рядом проблем, связанных с развитием детей и молодежи.
4. Появившуюся в последнее время тенденцию проявления девиантного поведения среди школьников необходимо искоренять в младшем школьном возрасте, прививая детям общепринятые ценности.
5. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Это необходимо использовать для развития положительных установок – ценностей, так как впереди трудный неуправляемый подростковый период.
Современная западная социология: основные направления и проблемы
Феноменологическая социология А. Щюца
. На основе данной философской теории возникла «социология обыденного сознания». На развитие этой дисциплины огромное влияние оказали труды австрийского философа Альфреда Щюца. Здесь рассматривается п ...
Структура социологии
Теоретическая и эмпирическая социология. В рамках теоретического знания разрабатываются социологические теории, осуществляются типологизация и классификация имеющейся социологической информации, включает в себя гипотетическое знание, кото ...
Направленность и культура
Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Традиционно всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в несколь ...