Теоретико-организационные аспекты основных видов социальных технологий в системе социальной защиты
Страница 2

Социологическая информация » Организационно-управленческая деятельность в системе социальной защиты - особенности национальной модели » Теоретико-организационные аспекты основных видов социальных технологий в системе социальной защиты

– выявление позитивных и негативных влияний на индивида со стороны социального окружения.

В целях диагностирования могут быть использованы различные методы: опросы, наблюдение, изучение существующих письменных материалов и т.д.

Социальная диагностика основывается на ряде принципов. Коренным из них является принцип объективности, сущность которого состоит в правдивом, непредвзятом рассмотрении социальных явлений, исключающем любые искажения действительности в личных, групповых или ведомственных интересах.

Важное значение имеет принцип причинной обусловленности, который помогает выяснить закономерности возникновения, развития и функционирования отдельных фактов и событий, находящихся в поле зрения социального работника.

При проведении социальной диагностики весьма важным является обеспечение комплексного подхода, т.е. учета того, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества человеческих поступков, отношений, действий и т.д. и необходимости увязки конкретных данных со всем комплексом проблем.

Принципы научной обоснованности

и подтверждаемости особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

Социальная диагностика теснейшим образом связана с профилактической работой.

Профилактику

можно определить как предупреждение и устранение причин и факторов, вызывающих различного рода социальные отклонения.

Социальная профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Профилактика является обязанностью, важнейшей составляющей повседневной работы всех социальных учреждений и организаций. Вместе с тем работа педагогических коллективов, учреждений культуры, медицины, физкультуры и спорта, органов охраны порядка, молодежных организаций, детских организаций по сути своей есть профилактическая работа (в широком смысле слова). Социальное научение, формирование социального идеала, социальных навыков и умений, социальных чувств, социализация личности, развитие здоровых эстетических и нравственных потребностей, вкусов, ценностных ориентаций и др. социально значимых качеств личности – все это поле деятельности различных социально-культурных органов и организаций.

Все формы и методы воспитания могут быть использованы в профилактической работе. Но «опорными пунктами» ее можно было бы назвать:

а) очищение социальной среды от «всякой скверны»;

б) утверждение принципа справедливости;

в) развитие интеллектуального богатства и творчества;

г) утверждение благоприятного социально-психологического климата;

д) утверждение здорового образа жизни (духовного, психологического, физического).

Наряду с официальными образовательно-воспитательными органами и организациями социально-духовной сферы важную роль играют специальные социальные центры и социальные службы, способные оказать как специализированную, так и комплексную помощь населению. Направление их деятельности может быть самым разнообразным: от возможной материальной помощи до вопросов медико-психологической помощи, человеческих бесед, простого человеческого внимания и подсказки, как жить дальше.

Социальную адаптацию

определяют как процесс активного освоения личностью или группой новой для нее социальной среды. Адаптация — это и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям этой новой среды.

Выделяют две формы социальной адаптации:

– активная, когда сам человек пытается воздействовать на среду в целях ее изменения и включения в эту измененную среду через изменение каких-то ценностей, форм взаимодействия и деятельности;

– пассивная, когда субъект не стремится изменять социальную среду, а постепенно включается в ту среду, в которой он оказался.

Как процесс, социальная адаптация, включает четыре степени адаптированности личности в новой социальной среде.

Начальная стадия – стадия, когда индивид знает, как он должен вести себя в данной новой среде, но в своем сознании пока не признает ее ценностей и может даже что-то отвергать.

Страницы: 1 2 3 4


Волонтерское движение как субъект социальной работы: основные характеристики
Деятельность по социальной поддержке населения не может быть и никогда не была сугубо государственной задачей. Если общество становиться субъектом социальной помощи, защищенность каждого его члена значительно возрастает. История допрофесс ...

Способы человеческого существования
Ранее отмечалось, что важнейшими формами бытия человека выступают труд, мышление, речь, нравственность, воля, предметно-практическая деятельность, практика социального созидания, политическая деятельность, самосозидание. Одним из модусов ...

Размещение населения мира; причины неравномерного размещения
В целом размещение нас-я обусловлено 4 ф-ми: 1)Природно-климат усл-я. Исторически первые ареалы с высок плотностью нас-я размещались в р-нах с наиболее благоприят усл-ми. Высок плотность нас-я отличалась на территориях с богатыми агрокли ...

Поиск
Новое