Теоретико-организационные аспекты основных видов социальных технологий в системе социальной защиты
Страница 2

Социологическая информация » Организационно-управленческая деятельность в системе социальной защиты - особенности национальной модели » Теоретико-организационные аспекты основных видов социальных технологий в системе социальной защиты

– выявление позитивных и негативных влияний на индивида со стороны социального окружения.

В целях диагностирования могут быть использованы различные методы: опросы, наблюдение, изучение существующих письменных материалов и т.д.

Социальная диагностика основывается на ряде принципов. Коренным из них является принцип объективности, сущность которого состоит в правдивом, непредвзятом рассмотрении социальных явлений, исключающем любые искажения действительности в личных, групповых или ведомственных интересах.

Важное значение имеет принцип причинной обусловленности, который помогает выяснить закономерности возникновения, развития и функционирования отдельных фактов и событий, находящихся в поле зрения социального работника.

При проведении социальной диагностики весьма важным является обеспечение комплексного подхода, т.е. учета того, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества человеческих поступков, отношений, действий и т.д. и необходимости увязки конкретных данных со всем комплексом проблем.

Принципы научной обоснованности

и подтверждаемости особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

Социальная диагностика теснейшим образом связана с профилактической работой.

Профилактику

можно определить как предупреждение и устранение причин и факторов, вызывающих различного рода социальные отклонения.

Социальная профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Профилактика является обязанностью, важнейшей составляющей повседневной работы всех социальных учреждений и организаций. Вместе с тем работа педагогических коллективов, учреждений культуры, медицины, физкультуры и спорта, органов охраны порядка, молодежных организаций, детских организаций по сути своей есть профилактическая работа (в широком смысле слова). Социальное научение, формирование социального идеала, социальных навыков и умений, социальных чувств, социализация личности, развитие здоровых эстетических и нравственных потребностей, вкусов, ценностных ориентаций и др. социально значимых качеств личности – все это поле деятельности различных социально-культурных органов и организаций.

Все формы и методы воспитания могут быть использованы в профилактической работе. Но «опорными пунктами» ее можно было бы назвать:

а) очищение социальной среды от «всякой скверны»;

б) утверждение принципа справедливости;

в) развитие интеллектуального богатства и творчества;

г) утверждение благоприятного социально-психологического климата;

д) утверждение здорового образа жизни (духовного, психологического, физического).

Наряду с официальными образовательно-воспитательными органами и организациями социально-духовной сферы важную роль играют специальные социальные центры и социальные службы, способные оказать как специализированную, так и комплексную помощь населению. Направление их деятельности может быть самым разнообразным: от возможной материальной помощи до вопросов медико-психологической помощи, человеческих бесед, простого человеческого внимания и подсказки, как жить дальше.

Социальную адаптацию

определяют как процесс активного освоения личностью или группой новой для нее социальной среды. Адаптация — это и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям этой новой среды.

Выделяют две формы социальной адаптации:

– активная, когда сам человек пытается воздействовать на среду в целях ее изменения и включения в эту измененную среду через изменение каких-то ценностей, форм взаимодействия и деятельности;

– пассивная, когда субъект не стремится изменять социальную среду, а постепенно включается в ту среду, в которой он оказался.

Как процесс, социальная адаптация, включает четыре степени адаптированности личности в новой социальной среде.

Начальная стадия – стадия, когда индивид знает, как он должен вести себя в данной новой среде, но в своем сознании пока не признает ее ценностей и может даже что-то отвергать.

Страницы: 1 2 3 4


Поиск
Новое