Модель социального управления как деятельности
Страница 1

Объективная необходимость глубоко вникать в человеческие проблемы клиентов, анализировать причины их возникновения, тщательно выбирать пути, формы и методы оказания им эффективной помощи ставят социальную работу в один ряд с другими видами интеллектуальной деятельности, наполненной профессиональными знаниями, осознанием своей высокой ответственности перед человеком и обществом.

Моделирование, используемое в других сферах управленческой деятельности, применимо и, безусловно, повышает эффективность социальной работы с различными категориями нуждающихся, на всех уровнях организационно-управленческой деятельности.

Как показывает опыт, качество и результативность современного менеджмента в любой сфере человеческой жизни находятся в прямой зависимости от обеспечения единства теоретико-концептуального, познавательного компонентов и практики, от глубокого знания внутренних и внешних влияний на объект и субъект, от качественной «проработки» каждого компонента этой управленческой деятельности.

По мнению ряда ученых «подключение общественных наук к практике социального управления . имеет в историческом плане не меньшее значение, чем превращение естественных наук в «непосредственную» производительную силу» (В.Ж. Келле).

Процесс научного управления начинается с теоретико-концептуального обоснования целей и ожидаемых результатов, путей их достижения, а завершается анализом и обобщением практического опыта. Между ними простирается целое поле мыслительных, познавательных, организационно-управленческих действий или ступеней субъективизации теоретической концепции и объективизации практического опыта. Достижение высокого уровня научности и результативности управления может быть обеспечено тогда, когда на каждой из этих ступеней будет обеспечиваться соответствующий научный анализ и оценка «шагов» движения от теоретической концепции к практике и обратно в их теснейшей взаимосвязи и взаимодействии.

Социальное познание как средство повышения точности прогнозов и результативности целенаправленного воздействия на объекты управления необходимо на разных уровнях управленческой иерархии. Признание и понимание управления как деятельности, деятельностный подход к проблемам современного менеджмента предусматривает направленность всех компонентов аналитико-организационной работы на результат, на достижение поставленных целей через продуманную систему действий. По мнению В.Г. Афанасьева, в исследованиях управленческих технологий, как и в исследованиях жизнедеятельности социальных систем любого уровня и степени организации, правомерно выделять следующие элементы: а) объективно существующую систему (систему-объект), являющуюся источником системного научного знания, систему-прообраз теоретической системы; б) теоретическую научную систему как отражение в мышлении объективно существующей системы; в) движение этой теоретической системы в направлении все более адекватного отражения объективно существующей системы; г) практику как сферу использования знаний о системе, критерий истинности.

Единство социального познания и управления, таким образом, представляется в реальной последовательности: объективно существующая управленческая система, ее объект и субъект, их прямые и обратные связи, которые выступают источником системного научного знания, прообразом теоретической системы; полученное системное знание кладется в основу выработки, принятия и реализации управленческого решения (управленческого воздействия); итоговый анализ дает представление о результативности взаимодействия теории и практики, оценивает практическую и теоретическую значимость управленческого опыта и выступает источником нового знания о взаимодействующих системах.

Модель управления как деятельности (на основе единичного акта обеспечения единства теории и практики) в идеале можно представить следующим образом:

Шаг 1. Теоретическая концепция.

На основе глубокого научного анализа реального состояния субъекта и объекта управления на уровне республики, области вырабатывается теоретическая концепция (основные направления) управленческой, человекозащитной деятельности на данном этапе.

Шаг 2. Концепция-программа-1.

На основе предыдущей теоретической концепции анализируются социальные проблемы соответствующих административных единиц, групп населения, вырабатываются концепции-программы регионального масштаба (региона, города, населенного пункта, социальных образований (пожилые, инвалиды, молодежь, женщины, дети и т.д.).

Шаг 3. Концепция-программа-2.

На основе региональных концепций-программ вырабатываются проекты меньшего масштаба, включая социальные проблемы трудового коллектива и его подразделений.

Шаг 4. Концепция-программа-3.

С учетом проблем и возможностей коллектива и его подразделений вырабатываются программы для единичных объектов, нуждающихся в социальной защите.

Шаг 5. Концепция-программа-4.

Практическая реализация разработанных проектов организационно-воспитательного влияния (соединение теории и практики) осуществляется на уровне личности, малой группы.

Шаг 6. Обобщение опыта, сигналы на «вход».

Опыт реализации заданных программ обобщается на всех уровнях – шагах, начиная с личностного уровня. Результаты всего пути движения от теоретической концепции к практике получают научную оценку, становятся новым знанием, дополняющим или изменяющим исходную теоретическую концепцию.

Страницы: 1 2


Поиск
Новое