Модель социального управления как деятельности
Страница 1

Объективная необходимость глубоко вникать в человеческие проблемы клиентов, анализировать причины их возникновения, тщательно выбирать пути, формы и методы оказания им эффективной помощи ставят социальную работу в один ряд с другими видами интеллектуальной деятельности, наполненной профессиональными знаниями, осознанием своей высокой ответственности перед человеком и обществом.

Моделирование, используемое в других сферах управленческой деятельности, применимо и, безусловно, повышает эффективность социальной работы с различными категориями нуждающихся, на всех уровнях организационно-управленческой деятельности.

Как показывает опыт, качество и результативность современного менеджмента в любой сфере человеческой жизни находятся в прямой зависимости от обеспечения единства теоретико-концептуального, познавательного компонентов и практики, от глубокого знания внутренних и внешних влияний на объект и субъект, от качественной «проработки» каждого компонента этой управленческой деятельности.

По мнению ряда ученых «подключение общественных наук к практике социального управления . имеет в историческом плане не меньшее значение, чем превращение естественных наук в «непосредственную» производительную силу» (В.Ж. Келле).

Процесс научного управления начинается с теоретико-концептуального обоснования целей и ожидаемых результатов, путей их достижения, а завершается анализом и обобщением практического опыта. Между ними простирается целое поле мыслительных, познавательных, организационно-управленческих действий или ступеней субъективизации теоретической концепции и объективизации практического опыта. Достижение высокого уровня научности и результативности управления может быть обеспечено тогда, когда на каждой из этих ступеней будет обеспечиваться соответствующий научный анализ и оценка «шагов» движения от теоретической концепции к практике и обратно в их теснейшей взаимосвязи и взаимодействии.

Социальное познание как средство повышения точности прогнозов и результативности целенаправленного воздействия на объекты управления необходимо на разных уровнях управленческой иерархии. Признание и понимание управления как деятельности, деятельностный подход к проблемам современного менеджмента предусматривает направленность всех компонентов аналитико-организационной работы на результат, на достижение поставленных целей через продуманную систему действий. По мнению В.Г. Афанасьева, в исследованиях управленческих технологий, как и в исследованиях жизнедеятельности социальных систем любого уровня и степени организации, правомерно выделять следующие элементы: а) объективно существующую систему (систему-объект), являющуюся источником системного научного знания, систему-прообраз теоретической системы; б) теоретическую научную систему как отражение в мышлении объективно существующей системы; в) движение этой теоретической системы в направлении все более адекватного отражения объективно существующей системы; г) практику как сферу использования знаний о системе, критерий истинности.

Единство социального познания и управления, таким образом, представляется в реальной последовательности: объективно существующая управленческая система, ее объект и субъект, их прямые и обратные связи, которые выступают источником системного научного знания, прообразом теоретической системы; полученное системное знание кладется в основу выработки, принятия и реализации управленческого решения (управленческого воздействия); итоговый анализ дает представление о результативности взаимодействия теории и практики, оценивает практическую и теоретическую значимость управленческого опыта и выступает источником нового знания о взаимодействующих системах.

Модель управления как деятельности (на основе единичного акта обеспечения единства теории и практики) в идеале можно представить следующим образом:

Шаг 1. Теоретическая концепция.

На основе глубокого научного анализа реального состояния субъекта и объекта управления на уровне республики, области вырабатывается теоретическая концепция (основные направления) управленческой, человекозащитной деятельности на данном этапе.

Шаг 2. Концепция-программа-1.

На основе предыдущей теоретической концепции анализируются социальные проблемы соответствующих административных единиц, групп населения, вырабатываются концепции-программы регионального масштаба (региона, города, населенного пункта, социальных образований (пожилые, инвалиды, молодежь, женщины, дети и т.д.).

Шаг 3. Концепция-программа-2.

На основе региональных концепций-программ вырабатываются проекты меньшего масштаба, включая социальные проблемы трудового коллектива и его подразделений.

Шаг 4. Концепция-программа-3.

С учетом проблем и возможностей коллектива и его подразделений вырабатываются программы для единичных объектов, нуждающихся в социальной защите.

Шаг 5. Концепция-программа-4.

Практическая реализация разработанных проектов организационно-воспитательного влияния (соединение теории и практики) осуществляется на уровне личности, малой группы.

Шаг 6. Обобщение опыта, сигналы на «вход».

Опыт реализации заданных программ обобщается на всех уровнях – шагах, начиная с личностного уровня. Результаты всего пути движения от теоретической концепции к практике получают научную оценку, становятся новым знанием, дополняющим или изменяющим исходную теоретическую концепцию.

Страницы: 1 2


Волонтерское движение как субъект социальной работы: основные характеристики
Деятельность по социальной поддержке населения не может быть и никогда не была сугубо государственной задачей. Если общество становиться субъектом социальной помощи, защищенность каждого его члена значительно возрастает. История допрофесс ...

Система права социального обеспечения
Право социального обеспечения представляет собой самостоятельное, относительно обособленное и цельное правовое образование, регулирующее указанный круг специфических общественных отношений на основе определенных принципов и своеобразным м ...

Профилактика наркотизации в Нижнекамском муниципальном районе в оценках молодежи
Общие российские проблемы, представление о которых формируется, в основном, при помощи центральных средств массовой информации могут отличаться от конкретных региональных проблем, не совпадать по степени своей актуальности, остроты и вклю ...

Поиск
Новое