Роль человеческого капитала при переходе к «экономике знания»
Страница 1

Социологическая информация » Социальное исследование особенностей государственной службы » Роль человеческого капитала при переходе к «экономике знания»

В начале 1970-х годов Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) подготовил документ по стратегии дальнейшего развития человечества, основанный на обобщенных предложениях демографов, социологов, экономистов, экологов и специалистов других социально-экономических профессий. В дискуссии доминировали концептуальные позиции демографов, но одним из ключевых положений документа стала роль и значение человеческого фактора в глобальном экономическом развитии.

С вступлением человечества в новое тысячелетие проблемы оценки человеческого капитала все больше выдвигаются на первый план, хотя единые принципы исследования этого комплексного показателя еще не выработанны.

Наиболее известный подход к оценке человеческого капитала был предложен Программой развития ООН, которая с 1990 г. готовит доклад о развитии человека. Основным измерителем стал «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП). Индекс включает в себя следующие статистические блоки: демографические характеристики; окружающая среда, урбанизация и жилище; здоровье и питание; образование; экономическая активность; социальные группы и мобильность населения; социальное обеспечение; досуг и культура; использование времени; общественный порядок и безопасность; социальные отношения; политическая деятельность.

По данным ООН на 2007 г. Российская Федерация по ИРЧП находится на 67-м месте. Это хуже показателя 2005 г., когда Россия занимала 62-е место. В 2004 г. ИРЧП нашей страны оценивался 57 местом.

Не высокий, по сравнению со странами Евросоюза и другими развитыми странами, индекс развития человеческого потенциала обусловлен в России в основном низким показателем «ожидаемой продолжительности жизни». В 2005 г. этот показатель для всего населения Российской Федерации составил 65,3 лет. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин в рассматриваемый период составила 58,8 лет.

По данным Всемирного Банка доля грамотного взрослого населения (от 15 лет и старше) в России за период 2000-2004 гг. составила 99%. Этот же показатель по подсчетам ООН отразил 99,6% за 2004 г.

Для планирования социально-экономической политики нашей страны, следует рассматривать человеческий капитал, как совокупность трех элементов:

1. Физический капитал, отражает уровень здоровья граждан, уровень жизни, покупательскую способность, уровень безопасности и другие социально-значимые характеристики индивида как существа биологического;

2. Интелектуальный капитал, включает показатели образования, социальной, предпринимательской и инновационной активности населения, производительность труда и т.д.

3. Структурный капитал, под которым понимается уровень технологической и технической оснащенности физического пространства граждан.

Последние два элемента особенно важны при переходе индустриального общества к «экономике знания». Благодаря политике развитию регионов и претворению в жизнь приоритетных национальных программ в Российской Федерации, разница в валовых региональных продуктах на душу населения стала сглаживаться.

Особое внимание при планировании развития человеческого потенциала следует уделять здравоохранению (сохранение человеческого капитала) и образованию (накопление). По Конституции Российской Федерации государство обязано обеспечить всех граждан необходимым набором медицинских услуг8. Экономия в этой сфере обременит государство и трудоспособное население России повышенным количеством нетрудоспособных инвалидов. Статья 43 Конституции гарантирует право всем гражданам России на общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях, а также на конкурсной основе в высших учебных заведениях. На данном этапе своего развития Россия не может себе позволить отступиться от этих принципов.

Страницы: 1 2


Естественный прирост (убыль), его контрасты в различных регионах страны и мира
В целом в послевоенное время демографическое развитие России было весьма непростым и требует пояснений. Еще в 40 г. Россия по уровню рождаемости занимала позиции выше среднего уровня по стране (имеется в виду СССР), хотя и ненамного. Войн ...

Теоретико-методологические основы тестирования учебной деятельности при изучении преобладающих способностей человека. История развития тестирования
В последнее время социологи все чаще прибегают к использованию тестов в социологических исследованиях. В некоторых исследовательских ситуациях социолог прибегает к использованию тестов, когда ничем другим кроме тестов не может быть получе ...

Жизнь и этапы творческого пути
Питирим Александрович Сорокин – видный русско-американский социолог, один из крупнейших мыслителей ХХ века. Родился 21 января 1889 года в с.Турье Вологодской губернии. А.В. Липский и П.П. Кротов, в частности указывают: «… доподлинно узнат ...

Поиск
Новое