Консультирование в социальной работе
Страница 2

Исследователи и практики считают, что профессионально пригодным к консультативной деятельности можно считать специалиста, характеризующегося следующими личностными качествами:

– способность проявлять естественный позитивный интерес к другим людям;

– умение использовать слушание в качестве стимулирующего фактора;

– способность получать удовольствие от словесного обмена;

– свободно проявлять разнообразные чувства - от гнева до радости;

– способность чувствовать свое внутреннее состояние;

– готовность отложить свои собственные дела в пользу другого;

– способность поддерживать эмоциональную близость с другим;

– способность признавать власть, сохраняя необходимую меру независимости;

– умение воспринимать неоднозначные стороны жизненных событий и видеть в них смешное.

Консультирование – не одноразовое действо. Это процесс со своими характеристиками и технологиями.

Прежде всего, в процессе консультирования между клиентом и специалистом складываются отношения, «в которых, по крайней мере, одна из сторон имеет намерение способствовать росту, развитию, зрелости, улучшению функционирования, развитию способностей к преодолению жизненных трудностей другой» (К. Роджерс, 1961) и которые характеризуются: высокой эмоциональностью; интенсивностью; постоянной изменчивостью в ходе взаимодействия клиента и консультанта; конфиденциальностью; честностью; поддержкой со стороны консультанта, которая позволяет клиенту пойти на риск и изменить поведение.

Важно также иметь ввиду, что эффективность консультирования зависит от такого фактора как терапевтический климат, сложившийся в процессе коммуникации. Во-первых, он строится на: доверии друг к другу; принятии специалистом клиентам, независимо от существующей у него системы ценностей и установок. Во-вторых, консультант не использует тех способов коммуникации, которые являются барьерами на пути к результативности, а именно: а) не предоставляет советов, б) не предлагает готового решения, в) не занимается морализаторством и не читает проповеди, г) не анализирует и не ставит диагноз, д) не оценивает и не критикует действий клиента или его личность в целом, е) не хвалит и не предоставляет клиенту положительных оценок, ж) не утешает.

В технологии консультирования можно отчетливо выделить основные стадии с хорошо видимыми переходами.

На первой стадии происходит формирование отношений. Целью данной стадии является вовлечение клиента в обсуждение его проблем. Работа начинается с первичного интервью, в ходе которого и специалист, и клиент решают, во-первых, вопрос состоится ли вторая встреча вообще. Специалист, во-вторых, должен оценить, способен ли он справиться с проблемами клиента, а клиент - доверяет ли он специалисту.

На второй стадии (стадии понимания и действия) специалист решает задачи, как помочь клиенту снять напряжение, что бы он смог рассказать свою историю и раскрыть свои жизненные сведения; как создать условия для анализа клиентом сведений о себе, что позволяет войти в «слепую» область своего сознания - область, о существовании которой он и не подозревал (Окно Джогари).

На данном этапе специалист использует ряд специальных средств (в соответствии с избранным теоретическим подходом), которые помогают клиенту измениться.

Третья фаза консультирования завершает процесс консультирования. Квалифицировано завершенная консультация выполняет следующие функции: во-первых, развивающая - в консультировании завершение «является больше, чем действием, означающем конец коррекционной работы», оно является мотиватором для дальнейшей работы над собой и с собой клиента (Ялом И.); во-вторых, педагогическая - в ходе консультирования клиент приобрел что-то новое, и теперь необходимо новые приобретения осуществить в реальном мире; в-третьих, адаптивная - в результате успешного решения проблемы, клиент приобретает новое понимание своих способностей, которое остается в памяти и может быть вызвано в необходимом случае.

При необходимости консультация может целенаправленно быть преобразована в постконсультационное сопровождение.

Страницы: 1 2 


Основные характеристики детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родите ...

Социальная психология
Социальная психология пока что, ещё молодая наука. Информация о первых экспериментах в социальной психологии появилась в 1898 г., чуть более века тому назад, а первый учебник по социальной психологии вышел чуть более трех четвертей века т ...

Социально-экономическое положение бездомных
В РФ нет условий для реализации бездомными права на труд, в том числе права на участие в госслужбе. Бездомные не могут официально трудоустроиться. Это объясняется порядком подачи документов необходимых для трудоустройства, в перечне докум ...

Поиск
Новое