Консультирование в социальной работе
Страница 1

Социально-психологическое консультирование представляет собой особую область практической социальной психологии, связанную с оказанием со стороны практикующего специалиста непосредственной социально-психологической помощи людям, которые в ней нуждаются. Такая помощь может быть направлена на: достижение социально-психологического комфорта; личностный рост; развитие жизненной и профессиональной карьеры; содействие преодолению индивидом патологий и т.д.

Консультирование как вид деятельности характеризуется следующими особенностями и требованиями:

1) Деятельность консультанта соответствует минимальным образовательным и профессиональным стандартам и строится в соответствии с нормами профессионального этического кодекса;

2) Консультанты работают с проблемами людей, которые имеют отношение к их приспособлению в таких сферах как семья, профессиональная карьера и группа сверстников;

3) Консультирование проводится как с людьми, имеющими значительные проблемы (активное консультирование), так и с клиентами, считающимися вполне благополучными (проактивное - с акцентом на профилактику);

4) Консультирование опирается на положения различных теорий, в том числе когнитивных, аффективных, бихевиоральных и системных, которые могут быть применены и в индивидуальном консультировании, и в работе с группами и семьями;

5) Процесс консультирования строится и зависит, в первую очередь, от целей клиента. Консультирование может быть как средством развития, так и способом вмешательства;

6) Консультирование включает в себя различные специализации. Специалист по социальной работе, применяющий в своей деятельности консультирование, должен самоопределиться в направлении консультирования и соответственно ему целенаправленно приобретать специфическое образование и опыт, но все консультанты должны отвечать общим требованиям практики профессионального консультирования.

Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к специалисту - консультанту, отражена в соответствующих кодексах профессиональной этики.

Существует ряд основных отличий, характеризующих профессионально подготовленного консультанта от профессионально недостаточно подготовленного (См. табл. 1.1).

социальный защита прогнозирование инновационный

Таблица 1.1

Особенность профессионального поведения

«Хороший» консультант

«Плохой» консультант

1

Постановка целей консультирования

Помогает клиенту самому определить цели

Навязывает клиенту собственные цели

2

Стратегия консультирования

«Ищет» вместе с клиентом способы поведения, которые могут быть эффективными

Предлагает клиенту конкретные способы поведения

3

Восприятие происходящего во время консультации

Способен признать как правильную любую точку зрения на проблему клиента

Имеет набор «правильных» и «неправильных» точек зрения на проблему

4

Теоретическая психологическая ориентация

Знает, понимает и практически работает внутри разных теорий

Знает и практически работает внутри одной, «хорошей» теории

5

Осознание собственных возможностей и ограничений

Согласен сотрудничать со своими коллегами с целью преодоления своих ограничений, о которых знает и признает их

Не осознает ограничения в собственной деятельности

6

Осознание психологического взаимовлияния

Осознает собственное влияние на клиента и как поведение клиента влияет на него

Отсутствие осознания, особенно влияния клиента на него

7

Ориентация на личность клиента и его проблему во время консультирования

Строит процесс с учетом чувств и мыслей клиента

Строит процесс в соответствии с собственным пониманием проблемы клиента

Страницы: 1 2


Социологическая мысль в России
Становление социологии в России началось во второй половине XIX в. в связи с ускорением социально-экономического развития страны и началом формирования гражданского общества. В начале XX в. появились первые признаки институализации социол ...

Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества. Что такое социальная информация, ее виды.
Можно сказать, что именно социальная информация составляет основу конкретных исследований в со­циологии, поскольку именно она является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная тем или иным мето­дом, представляет изу ...

Анализ становления имиджа города Благовещенска
Благовещенск, основанный в 1856 году как военный пост, а с 1858 г. получивший статус города, уже в конце Х1Х в. стал крупным дальневосточным городом. В «Сибирском Торгово-промышленном и справочном календаре за 1899 год» (изд.Ф.П. Романов ...

Поиск
Новое