Социальный аспект государственной службы. Социальные организации и социальные институты
Страница 1

Социологическая информация » Социальный аспект государственной службы » Социальный аспект государственной службы. Социальные организации и социальные институты

Обычно под социальной организацией понимают совокупность социальных групп, статусов, норм, а также отношений лидерства, отношений сплоченности — конфликтности и т. д. Однако применительно к социальным объектам термин «организация» употребляется в трех смыслах:

1) искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции (то есть социальный институт, который рассматривается как самостоятельный объект);

2) определенная деятельность внутри социального образования, направленная на распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д.;

3) степень упорядоченности какого-то объекта, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для определенного вида объектов[1].

Организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей. Организация формируется как человеческая общность и особая социальная среда.

Возникновение организаций связано с достижением индивидуальных или коллективных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления.

Любая организация может быть описана с учетом целого ряда компонентов: цели, типа иерархии, характера управления и степени формализации.

Цель — это образ результата, в котором заинтересована организация и к которому она стремится. Различают цели-задания (например, заказ на специалистов), цели-ориентации, которые связаны с интересами участников коллектива, и системные цели, связанные с существованием и воспроизводством самой организации.

Иерархия предполагает распределение ролей на две группы: роли, наделяющие их носителей властью, и роли, ставящие индивида в подчиненное положение. С точки зрения иерархии выделяют централизованные и нецентрализованные организации. Централизованные организации предполагают особую координацию и интеграцию усилий. Властные отношения могут определяться как личной зависимостью, так и существованием особых формальных правил.

Особый тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а основанные на них социальные системы — социальными институтами.

Социальный институт — это повторяющиеся формы и типы социальной практики, при помощи которых организуется социальная жизнь и обеспечивается стабильность общественных отношений. Идентичности поведения членов общества способствует принятие общей системы ценностей[2]. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности и тем самым обеспечить необходимую унифицированность их поведения. Социальный институт можно определить также как совокупность ролей и статусов, выполняющую в обществе определенные функции, то есть удовлетворяющую определенные потребности[3].

Выделение социальных институтов тесно связано с рассмотрением общества как организма или, по крайней мере, системы, имеющей свои потребности. Антропоморфная модель была разработана Г. Спенсером. Он полагал, что общество нуждается в активной обороне (армия), производстве средств поддержания существования (сельское хозяйство, фабрики, заводы), в обмене (торговля) и координации этих видов деятельности (государство)[4].

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

1) он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные (требуемые обществом) типы поведения;

2) он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;

3) институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;

4) социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее успешно выполняются.

Каждый социальный институт имеет:

Ø более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;

Ø набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;

Ø систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

Ø конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института помимо прочего всегда имеется еще одна функция — обеспечение согласованности между действующими индивидами)[5].

Дж. Ленски выделил шесть основных потребностей общества:

Ø потребность в коммуникации между членами общества, которая обеспечивается единым литературным языком;

Ø потребность в производстве товаров и услуг;

Ø потребность в распределении товаров и услуг;

Ø потребность в защите членов общества от физических, биологических опасностей (стихийные бедствия, болезни), а также от других людей (войны);

Ø потребность в поддержании численности населения и воспроизводстве новых членов вместо выбывающих из социальной жизни;

Страницы: 1 2 3


Концепция социального конфликта по Р. Дарендорфу
Ральф Дарендорф в середине 1960-х гг. выступил с обоснованием новой теории социального конфликта, известной как конфликтная модель общества. Его работа “Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе” (Dahrendorf R. Classes and Cla ...

Модели электорального поведения
При анализе проблем электорального поведения исследователи чаще всего исходят из концепции политического участия, которое понимается как «осознание человеком его гражданского долга, гражданской ответственности, социальной идентичности с о ...

Основные теории и концепции девиации
Очевидно, что психические дефекты лежат в основе ограниченной части культурно осуждаемых отклонений. Относительно определения и изучения других причин таких отклонений существуют три вида теорий: теории физических типов, психоаналитически ...

Поиск
Новое