Характеристика самоактуализации
Страница 3

Социологическая информация » Теория Маслоу » Характеристика самоактуализации

Продолжая изучение самоактуализирующихся личностей, жизненные проблемы которых качественно отличны от невротических псевдопроблем, стоящих перед незрелой личностью, Маслоу приходит к выводу о необходимости создания новой психологии - психологии Бытия человека как полноценной, развитой личности, в отличие от традиционной психологии становления человека человеком. В 60-е гг. Маслоу занимается разработкой такой психологии. В частности, он показывает фундаментальные различия познавательных процессов в тех случаях, когда они движимы нуждой, и тогда, когда в их основе лежит мотивация развития и самоактуализации. Во втором случае мы имеем дело с познанием на уровне Бытия (Б-познанием). Специфическим феноменом Б-познания выступают пиковые переживания (о которых говорилось выше), характеризующиеся чувством восторга или экстаза, просветленностью и глубиной понимания. Краткие эпизоды пиковых переживаний даны всем людям; в них каждый на мгновение становится как бы самоактуализирующимся. Религия, по Маслоу, возникла изначально как образно-символическая система для описания пиковых переживаний, которая впоследствии приобрела самостоятельное значение и стала восприниматься как отражение некой сверхъестественной действительности. Обычная мотивация

на уровне Бытия сменяется так называемой метамотивацией

. Метамотивами выступают ценности Бытия (Б-ценности): истина, добро, красота, справедливость, совершенство и др., которые принадлежат как к объективной действительности, так и к структуре личности самоактуализирующихся людей. Эти ценности, как и базовые потребности, Маслоу выводит из биологии человека, объявляя их универсальными; социокультурная среда играет лишь роль фактора, влияющего на их актуализацию, причем чаще отрицательно, чем положительно. В последние годы Маслоу двинулся еще дальше, разрабатывая проблему трансценденции самоактуализациии перехода на еще более высокие уровни развития. Маслоу стоял у истоков трансперсональной психологии, был одним из лидеров этого движения в начальный период его становления. Представления Маслоу о направлении развития человека привели его к идеальной модели "эвпсихического" общества, которое создает и поддерживает возможности максимальной самоактуализации его членов. [2; С. 105]

Впоследствии Маслоу признал наличие определенного недостатка в его теории мотивации. По-видимому, она не может объяснить, почему, если человек как биологический вид ориентирован на рост, столь многие люди оказываются неспособны развить свой потенциал. Таким образом, опровергая свои более ранние взгляды, Маслоу признал, что благоприятные условия не гарантируют автоматически личностного развития, и что самоактуализация, счастье и спасение души невозможны без осмысленного призвания в мире и направленности на высшие ценности. Категории призвания и ответственности личности стали для него центральными.

Страницы: 1 2 3 


Технологии социальной работы как наука.
Особенность технологии социальной работы как науки состоит в том, чтобы отслеживать основные тенденции, выявлять основные закономерности в развитии технологий социальной работы на современном этапе. Необходимо также выявлять тенденции и з ...

Этническая структура населения
Основы классификации в этнологии базируются на критериях, отличающих одни народы от других. Основными классификациями являются этнолингвистические, расово-антропологические и религиозные (конфессиональные), а также отнесение тех или иных ...

Социология национальных отношений (Этносоциология)
Общество, понятое как «продукт взаимодействия людей», как целостность общественных отношений людей к природе и друг к другу, состоит из множества разнородных элементов, среди которых экономическая деятельность людей и их отношения в проце ...

Поиск
Новое