Заключение

Из вышесказанного следует, что идеология как воздух необходима любому сообществу во все времена для нормального существования и эффективного развития, а при ее построении или изменении следует учитывать:

· ценности, сформированные в обществе, и в первую очередь базовые ценности нации;

· при введении новых ценностей необходимость анализа их соответствия старым ценностям и прогноза возможных последствий;

· соблюдение соответствия всех составных частей идеологии друг другу - ценностей, национальной идеи, национальных целей, лозунгов, средств пропаганды и т.д.;

· ясность и доходчивость формулировок идеологии, которая должна быть понятна всем слоям населения.

Идеологическое воспитание мало чем отличается от воспитания вообще, которое является предметом педагогической науки.

Чтобы идеологическое учение смогло выжить и сыграть заметную роль, должна появиться организованная группа людей, которые принимают это учение как свои убеждения и готовы посвятить свои силы защите и пропаганде его. Тут требуется историческое терпение, ибо такая деятельность может принести желаемые плоды лишь через много лет, возможно - десятилетий.

Если со временем число людей, принимающих новую идеологию, станет достаточно большим, они могут создать партию, опирающуюся на эту идеологию, и выработать программу практической деятельности. Какой вид примет эта партия, это зависит от конкретных условий в мире, которые сложатся к тому времени, и от способности членов этой партии понять их и сделать практически целесообразные выводы. Но это - дело будущего, да и то лишь гипотетического. А пока с большой степенью уверенности на этот счет можно сказать лишь следующее .

Партия Будущего не должна рассматривать себя как представительницу интересов какой-то определенной части населения страны, каких-то угнетенных, эксплуатируемых, обездоленных и т. п. классов вроде пролетариата в марксистском духе. Это не значит, что такие категории членов человейника не существуют, - они существуют в изобилии. Но Партия Будущего должна предоставить представительство их интересов другим организациям, точно так же, как и использование этих категорий людей в интересах партии (например, использование их голосов как избирателей) . Она должна осознать себя прежде всего как особое объединение, имеющее одну цель: разработку новой идеологии (идеологии будущего), пропаганду её среди сограждан независимо от их социального положения, этнической принадлежности, пола, профессии и т.д., умножение числа единомышленников (людей, принимающих пропагандируемую идеологию) и объединение их в рамках этой цели для совместных действий.

Сам характер новой идеологии подсказывает, что наиболее вероятными приверженцами новой идеологии могут стать не представители низших слоев населения, а люди со сравнительно высоким уровнем образования, культуры, нравственности, интеллектуальных интересов и т.д., короче говоря - часть интеллектуальной, творческой и деловой элиты населения, склонная к индивидуальной оппозиции к существующему строю и образу жизни, замечающая и в какой-то мере понимающая социальную сущность господствующего направления эволюции человечества, обеспокоенная гибельными последствиями этой эволюции. Эти люди могут занимать более или менее высокое социальное положение, могут быть активными и даже преуспевающими в своей сфере деятельности. Партия Будущего в сложившихся на планете условиях может зародиться лишь на высшем уровне интеллектуально-творческой и нравственной жизни современных сверхобществ.

Партия Будущего не должна участвовать в мелочной общественно-политической суете в рамках существующей социальной организации. Не дело оппозиции такого уровня действовать на благо этой организации. У неё более значительная цель эпохального масштаба, а именно - положить начало борьбе человечества за социальный идеал, альтернативный западнизму.

По каким направлениям может идти разработка новой идеологии в условиях современной России? На каких предпосылках она может базироваться?

Мы уже отмечали, что идеология это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают сознательную действительность с точки зрения интересов определенных классов, но в силу относительной самостоятельности идеологии присущи собственные манеры и тенденции развития. Всякая идеология уходит корнями в прошлое, она основывается на прежних исторических традициях народа. Но это не означает. Что новая идеология может возникнуть лишь на базе прошлого идейного, мыслительного материала. Значит идеология должна не только использовать прошлое и исходить из него, но и обогатиться новыми представлениями, которые отражают современное состояние, а также будущее российской действительности. В связи с этим государственная идеология не может быть некой суммой политических линий различных партий и социальных сил. Государственная идеология представляет собой нечто общее, а политика – более частное.

При анализе идеологии необходимо руководствоваться принципом партийности, выявляя связь идеологических построений с интересами определенных классов, а также принципом конкретно-исторического подхода, имея в виду, что сами классы и их интересы меняются в ходе истории. Поскольку идеология отражает природу того или иного общественного строя, то идеологические различия неустранимы, пока существуют различные социальные системы.


Оценка ситуации, сложившейся в 90- х годах XX века
В ходе структурных изменений в экономике, социальная сфера также претерпевает существенные трансформации. Ряд авторов выявляют такое негативное явление, как образование категории «новых бедных». Если ранее эту категорию составляли многоде ...

Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы. Экономическое обоснование и социальная значимость внедрения разработанных мероприятий
Экономические потери от преждевременной смертности населения из-за потребления наркотиков в Республике Татарстан являются весьма значительными. Особенно показательны результаты при определении социально-экономического ущерба, который нано ...

Причины возникновения девиантного поведения
Прежде чем рассмотреть основные причины девиантного поведения, необходимо остановится на определение понятия «девиантное поведение». Согласно определению В.И. Курбатова од девиантным поведением понимают определенный способ поведения, мыш ...

Поиск
Новое