Рынок труда и занятость на российском Дальнем Востоке

Социологическая информация » Рынок труда и занятость на российском Дальнем Востоке

Достижение достойного уровня и качества жизни в России невозможно без эффективного использования трудовых ресурсов, без самостоятельного формирования и реализации регионами России политики содействия продуктивной занятости населения. Уровень организации социально-трудовых отношений, степень занятости населения в современном мире получили признание в качестве важнейших качественных характеристик социального развития. Решающим фактором социальной защищенности граждан на рынке труда сегодня является их образовательный и профессиональный уровень, профиль подготовки.

Происходящее на российском рынке труда невозможно понять и предвидеть вне анализа той специфической модели, которая у нас прочно укоренилась. Английский экономист Ричард Лэйард еще в первой половине 90-х годов отчеканил для нее термин: «российский путь адаптации рынка труда». Его институциональная суть заключается в тесном переплетении крайне жестких правил, зафиксированных в трудовом законодательстве, с массовой практикой неформальных договоренностей, позволяющих смягчать эти правила или их вовсе обходить. Подобное устройство рынка демпфирует внешние шоки снижением заработной платы, сдерживая при этом колебания в занятости и безработице.

На рынке труда и образовательных услуг отмечены нерешенные проблемы, требующие активизации взаимодействия территориальных органов службы занятости и их социальных партнеров. Учреждения профессионального образования медленно перестраиваются в соответствии с новыми требованиями работодателей, недостаточно гибко реагируют на изменения рынка труда в отношении соответствия структуры, объемов и профилей подготовки кадров, уровня их квалификации. Продолжается подготовка кадров для отраслей, переживающих спад, где происходит значительное высвобождение работников. Выпускники 9-11 классов общеобразовательных школ попадают на рынок труда, не имея востребованных профессий и специальностей. Значительная часть выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений не имеют реальной трудовой перспективы по месту жительства в небольших городах и сельских поселениях. Количество обращений выпускников вузов, имеющих профессии бухгалтера, экономиста, техника, юриста значительно превышает потребность, что практически не оставляет им шанса для трудоустройства по полученной профессии. Таким образом, заказчиками по этим профессиям являются не предприятия и организации, а родители выпускников.

Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Проблемы трудоустройства молодых специалистов и рабочих кадров, выходящих на рынок труда Хабаровского края, по-прежнему остаются весьма острыми. Основными причинами этого являются:

- несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

- несоответствие между структурами потребностей рынка труда и выпуска специалистов;

- отсутствие необходимого опыта и навыков работы, низкая квалификация выпусков;

- превалирующая ориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере, с установкой на высокую заработную плату;

- низкий уровень оплаты труда и отсутствие в больнинстве организаций и предприятий социальных гарантий (прежде всего перспектив обеспечения жильем);

- недостаточная информированность безработных граждан и выпускников учебных заведений о тенденциях и навыках поведения на рынке труда.

Современный рынок труда и образовательных услуг является переплетением социальных сетей, совокупностью динамических связей между участниками рынка. Успешность действий на рынке труда в значительной мере зависит от того, станут ли участники взаимовыгодных социальными партнерами. Качество и системные свойства социального партнерства определяются устойчивостью контактов, надежностью и полезностью деловых партнеров. Разрозненные, слабо управляемые действия участников рынка труда не позволяют успешно адаптироваться выпускнику и безработному гражданину.

Основной целью Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, одобренной распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 года № 568-р, является осуществление комплекса мер экономического, правового и административно-управленческого характера, направленных на развитие управления рынком труда и развитие продуктивной занятости населения. Для совершенствования работы по профессиональной ориентации и адаптации граждан, оказания помощи в самоопределении на рынке труда внесены изменения и дополнения в федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», на основании которых все граждане получили право на бесплатное получение профориентационных услуг.


Потребление в современной России: воздействие социальных и природных факторов на сервисную деятельность
В современной России на развитие потребления и сервисной дея­тельности влияет, как известно, общая экономическая и политическая ситуация в стране. В настоящее время эта ситуация остается крайне сложной и противоречивой. С одной стороны, д ...

Автобиография Г. Спенсера. Его научные труды
СПЕНСЕР, ГЕРБЕРТ (Spencer, Herbert) (1820–1903) – английский философ и социолог, идеолог социал-дарвинизма. Родился в семье учителя 27 апреля 1820 в Дерби. До 13 лет из-за слабого здоровья не посещал школы. В 1833 начал учиться в Кембри ...

Функции социологии
Значение социологической науки определяется в первую очередь теми функциями, которые она выполняет в обществе. Социология как самостоятельная от ­знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-­познавательную, крити ...

Поиск
Новое