Рынок труда и занятость на российском Дальнем Востоке
Достижение достойного уровня и качества жизни в России невозможно без эффективного использования трудовых ресурсов, без самостоятельного формирования и реализации регионами России политики содействия продуктивной занятости населения. Уровень организации социально-трудовых отношений, степень занятости населения в современном мире получили признание в качестве важнейших качественных характеристик социального развития. Решающим фактором социальной защищенности граждан на рынке труда сегодня является их образовательный и профессиональный уровень, профиль подготовки.
Происходящее на российском рынке труда невозможно понять и предвидеть вне анализа той специфической модели, которая у нас прочно укоренилась. Английский экономист Ричард Лэйард еще в первой половине 90-х годов отчеканил для нее термин: «российский путь адаптации рынка труда». Его институциональная суть заключается в тесном переплетении крайне жестких правил, зафиксированных в трудовом законодательстве, с массовой практикой неформальных договоренностей, позволяющих смягчать эти правила или их вовсе обходить. Подобное устройство рынка демпфирует внешние шоки снижением заработной платы, сдерживая при этом колебания в занятости и безработице.
На рынке труда и образовательных услуг отмечены нерешенные проблемы, требующие активизации взаимодействия территориальных органов службы занятости и их социальных партнеров. Учреждения профессионального образования медленно перестраиваются в соответствии с новыми требованиями работодателей, недостаточно гибко реагируют на изменения рынка труда в отношении соответствия структуры, объемов и профилей подготовки кадров, уровня их квалификации. Продолжается подготовка кадров для отраслей, переживающих спад, где происходит значительное высвобождение работников. Выпускники 9-11 классов общеобразовательных школ попадают на рынок труда, не имея востребованных профессий и специальностей. Значительная часть выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений не имеют реальной трудовой перспективы по месту жительства в небольших городах и сельских поселениях. Количество обращений выпускников вузов, имеющих профессии бухгалтера, экономиста, техника, юриста значительно превышает потребность, что практически не оставляет им шанса для трудоустройства по полученной профессии. Таким образом, заказчиками по этим профессиям являются не предприятия и организации, а родители выпускников.
Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Проблемы трудоустройства молодых специалистов и рабочих кадров, выходящих на рынок труда Хабаровского края, по-прежнему остаются весьма острыми. Основными причинами этого являются:
- несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
- несоответствие между структурами потребностей рынка труда и выпуска специалистов;
- отсутствие необходимого опыта и навыков работы, низкая квалификация выпусков;
- превалирующая ориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере, с установкой на высокую заработную плату;
- низкий уровень оплаты труда и отсутствие в больнинстве организаций и предприятий социальных гарантий (прежде всего перспектив обеспечения жильем);
- недостаточная информированность безработных граждан и выпускников учебных заведений о тенденциях и навыках поведения на рынке труда.
Современный рынок труда и образовательных услуг является переплетением социальных сетей, совокупностью динамических связей между участниками рынка. Успешность действий на рынке труда в значительной мере зависит от того, станут ли участники взаимовыгодных социальными партнерами. Качество и системные свойства социального партнерства определяются устойчивостью контактов, надежностью и полезностью деловых партнеров. Разрозненные, слабо управляемые действия участников рынка труда не позволяют успешно адаптироваться выпускнику и безработному гражданину.
Основной целью Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, одобренной распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 года № 568-р, является осуществление комплекса мер экономического, правового и административно-управленческого характера, направленных на развитие управления рынком труда и развитие продуктивной занятости населения. Для совершенствования работы по профессиональной ориентации и адаптации граждан, оказания помощи в самоопределении на рынке труда внесены изменения и дополнения в федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», на основании которых все граждане получили право на бесплатное получение профориентационных услуг.
- Занятость и труд: региональные особенности
- Стадии формирования дальневосточного рынка труда
- Внешнеэкономические последствия в сфере труда и занятости
- Заключение
Связь с общественностью в государственных организациях и местных органах
власти. Западный опыт работы отделов связи с
общественностью
Связь с общественностью – искусство и наука анализа тенденций развития общественных отношений
- Информационные службы при правительственных организациях призваны решать две задачи – просвещать граждан относительно деятельности государств ...
Исследование социально-демографической ситуации в
Калининском районном суде (г. Новосибирск). Характеристика Калининского
районного суда
Согласно Трудовому кодексу РФ, при приеме на работу в районный суд, как и в другие организации, заключается трудовой договор между работодателем и работником[25]. (приложение №2) Работодатель в данном случае - председатель суда Аппарат су ...
Социальная психология
Социальная психология пока что, ещё молодая наука. Информация о первых экспериментах в социальной психологии появилась в 1898 г., чуть более века тому назад, а первый учебник по социальной психологии вышел чуть более трех четвертей века т ...