Основные подходы к профилактике наркотизации молодежи
Страница 4

В рамках подхода формирования жизненных навыков наркотическая зависимость рассматривается как научение определенной форме поведения, которая транслируется конкретной субкультурой. Предметом профилактики является повышение у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и к предложениям попробовать наркотики.

Программы, базирующиеся на данном подходе, направлены на усвоение адаптивных способов совладания со стрессом через обучение здоровому поведению, на формирование способности и возможности осуществлять оценку проблемной ситуации, сформировать позитивной Я - концепции, развитие коммуникативных навыков, предупреждение инициации употребления наркотиков, порседством обеспечения готовности молодежи сказать осознанное "нет". Программы этого типа можно назвать социально - воздействующими. При их разработке исходят из необходимости развивать у молодежи умение идентифицировать неблагоприятное социальное влияние и навыки противостоять этому влиянию. В социальном влиянии можно выделить четыре компонента:

информация о негативных социальных эффектах и физиологических следствиях;

сведения о потворствующих употреблению наркотиков сверстников, родителей и средствах массовой информации;

коррекция преувеличенных представлений о распространении наркотизма среди молодежи;

тренировку, ролевые игры, практику в способах преодоления [53, с.96].

Представители досугового (альтернативного) подхода считают, что профилактика наркомании заключается в развитии альтернативной употреблению наркотиков деятельности. Для этого необходимо развивать такие социальные программы, в которых молодежь могла бы реализовывать собственные потребности в острых ощущениях, стремление к риску, повышенную поведенческую активность.

В развитии альтернативной потреблению наркотиков деятельности значительную роль играют молодежные, творческие, спортивные и другие общественные организации, так как физическая, творческая и развлекательная активность несет в себе профилактический компонент. Результаты внедрения этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах. Данные программы особенно эффективны для групп высокого риска употребления наркотических средств и других форм отклоняющегося поведения.

Основная идея подхода, основанного на формировании здорового образа жизни, заключается в формировании здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, влияющий не только на собственное благополучие, но и способствующий позитивным изменениям среды, социальной и культурной ситуации. Основной целью программы укрепления здоровья является развитие здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, в котором поведение человека рассматривается не изолированно, а вместе с социальной сетью личности.

Однако разработчики программ, указывающих на необходимость формирования здорового образа жизни, не указывают на критерии его сформированности. Также в настоящее время более или менее четко определены критерии физического здоровья человека, чего нельзя сказать о психическом и социальном здоровье.

Интегративный подход представляет собой варианты комбинаций профилактических стратегий (компонентов), использующихся при реализации выше перечисленных подходов. Многокомпонентные программы позволяют получить объединенный эффект комбинации разнонаправленных профилактических стратегий. Составными компонентами интегративных профилактических программ часто являются знания о наркотиках и последствиях их употребления, развитие мотивации на укрепление здоровья, формирование жизненных навыков, навыков разрешения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, обучения навыкам противостояния давлению употребить наркотики и защиты себя и других сверстников в ситуациях, связанных с возможным употреблением наркотиков. Несовместимая с употреблением вредных веществ альтернативная деятельность (спорт, творчество, культурные мероприятия, хобби и т.д.) и формирование системы ценностей, норм поведения и жизненного стиля, как правило, являются компонентами интегративных профилактических программ.

Страницы: 1 2 3 4 5


Социальный статус женщины
Социальный статус как интегральный показатель связывает между собой несколько элементов и функций. Социальный статус определяется социальным бытием, системой воспитания, характером деятельности, идеалами, ценностями и целями индивида, тре ...

Институционализация отношений
Во избежание конфликта важно укреплять позитивные отношения возможных его участников. Но не менее важна их институционализация - создание постоянных или временных форм, взаимодействия сторон, которые препятствуют возникновению конфликта, ...

Сфера образования
Рассмотрим и проанализируем потребительское поведение населения в сфере услуг образования. За пределами нашего рассмотрения останутся денежные оценки расходов на образование и здравоохранение. В постоянно меняющейся экономической, социал ...

Поиск
Новое