Глобальные социальные проблемы и будущее человечества
Страница 3

Социологическая информация » Глобальные социальные проблемы и будущее человечества

Примером гипотетического подхода к предвидению является широко распространяемое во многих странах положение профессора Гарвардского университета Сэмюэля Хантингтона о том, что XXI в. пройдет не под знаком противоборства идеологий и политических систем, а под знаком столкновения цивилизаций. Он считает, что следующая мировая война, если она произойдет, будет войной между цивилизациями. Причем признаками цивилизаций он считает то религию (конфуцианство, ислам, иудаизм, православие), то территорию (западная, латиноамериканская, африканская), то этнос (японский). Взаимодействие этих восьми цивилизаций, по его мнению, будет определять мир будущего. При этом, что удивительно, Казахстан отнесен к цивилизации ислама, Россия – к цивилизации православия. Свой вывод о перспективах человечества в XXI в. автор делает, обобщая опыт военных столкновений в Закавказье и Югославии. Безусловно, культура и религия имеют существенное значение в социальных отношениях, они могут и способствовать конфликтам, провоцировать войны, если политики их используют для привлечения массовых общностей на свою сторону, чем они часто занимаются. Однако трудно согласиться с тем, что указанные различия предопределяют неизбежное существование конфликтов и войн в XXI в.

Общим недостатком гипотетического подхода к предвидению будущего является абсолютизация одной из возможных линий развития. Поэтому данный подход имеет общие черты с научной фантастикой, где будущее тоже рисуется на основании абсолютизации какого-либо из возможных направлений развития общества, а их – множество. Какое из них превратить в действительность, должна решить наука. Учитывая современное состояние науки и сложнейший характер общества, его изменений под воздействием не только объективных, но и субъективных факторов, роль которых постоянно возрастает, надо отметить важную позитивную роль гипотетического подхода к предвидению, особенно при характеристике глобальных проблем современности и возможных путей их эволюции. Если не уделять им и их разрешению должного внимания со стороны общества и государственных структур, то человечество ждет гибель в ближайшие десятилетия.

Если гипотетический подход состоит в ориентации на должное, воспроизводит один из возможных вариантов развития, то утопический подход к предвидению обуславливается желаемым, происходит из идеала. Утопия всегда оценочна, она порождается социальными проблемами: социальной несправедливостью, ростом преступности, распространением девиантного (отклоняющегося) поведения. Эти проблемы особенно остры в странах, среди них и Россия, которые переходят от общества, основанного на государственно-феодальном способе производства с элементами социализма, к обществу, основанному на буржуазном способе производства. Этот переход в результате ряда причин воспроизводит в России элементы того капитализма, который в свое время отвергался в произведениях гениального Анри Сен-Симона, остроумного Шарля Фурье, благородного Роберта Оуэна. Эти мыслители предвидели некоторые закономерности общественного развития, показали социальную несправедливость развивавшихся товарно-денежных отношений и предпринимали некоторые действия в интересах коммунистического будущего. Они верили в будущее общество, которое будет подобно тому, которое описано в книгах Томаса Мора «Утопия» и Томмазо Кампанеллы «Город солнца». Конечно, гипотетически можно допустить подобное развитие общества, ибо стремление к социальной справедливости, социальному равенству, человеколюбие и другие благородные, нравственные качества присущи многим людям. Ведь можно предположить, что они будут определяющей движущей силой общественного развития, тогда положения утопистов, которые представляют собой нечто вроде «конструктивных разработок» будущего, могут воплотиться в действительность. В этом проявляется сходство между гипотетическим и утопическим подходами к предвидению. Безусловно, надо отдать должное классикам утопического коммунизма в том, что они предвидели кое-что из будущего. Например, необходимость регулирования экономики, возникновения общественных (бесплатных для родителей) детских дошкольных учреждений и т. п., что ныне стало реальностью в развитых странах и отвергается некоторыми радикальными реформаторами в России как наследие социализма. Социализма как общественной системы не было в истории, социализм существует как социальное движение и как учение, которое в предвидении будущего во многом является утопией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Гражданское общество и перспективы его развития в Украине
Понятие "гражданское общество" − одно из ключевых понятий современной политологии. Актуальность теоретических и практических аспектов этого понятия обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных об ...

Прогнозирование и проектирование в системе социальной защиты: теоретические и организационные аспекты
Термин «прогнозирование» в социальной работе понимается в традиционном смысле: формулирование вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления или процесса в будущем на основе специального научного исследования их истории и совреме ...

Практические меры социальной защиты инвалидов
Создание среды обитания без барьеров Критерием оценки политики в отношении инвалидов может служить доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов ко ...

Поиск
Новое