Понятие и теории социальной стратификации
Страница 1

Социальная стратификация – это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров. Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу и легитимизировать в нем свои собственные социальные представления о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам.

Теории социальной стратификации базируются на представлении о том, что страта представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на основе каких-то общих позиций или имеющих общее дело, которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. Конкретные формы социальной стратификации возникают из пересечения двух основных факторов – социальной дифференциации и господствующей системы ценностей и культурных стандартов.

Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером, а позднее развиты Т. Парсонсом, Э. Шилзом, Б. Барбером, К. Дэвисом, У. Муром и др.

В социологии на сегодняшний день сосуществуют два основных подхода к анализу и описанию социальной структуры общества: классовый и стратификационный. Главное их различие состоит в признаках, по которым осуществляется дифференциация социальных групп. Согласно классовому подходу, основными элементами общественного строения признаются классы. Этот подход обычно связывается с марксизмом и неомарксизмом. Его сторонники понимают под классами большие объективные группы людей, детерминированные экономическими факторами: их отношением к средствам производства, местом в системе разделения труда, доступом к различным благам.

При стратификационном подходе более важны иные критерии деления общества: место в системе власти, распределение доходов, уровень образования, престиж. Страты формируются по признакам, связанным с воспроизводством самого статусного положения индивида, с культурно-психологической оценкой, которые реализуются в индивидуальном поведении их членов.

При анализе социальной структуры общества надо помнить, что основанием для выделения страты может быть не любой признак, а лишь тот, который объективно в данном обществе приобретает ранговый (статусный) характер: «выше» – «ниже», «лучше» – «хуже», «престижно» – «непрестижно» и т.д.

Множество стратификационных критериев обусловлено разнообразием статусных позиций в обществе. Все статусы делятся на «приписанные» (унаследованные) и «достигаемые» (приобретенные). Приписанные статусы (пол, национальность и т.д.) интересуют социологов только в том случае, если они становятся источниками социальных привилегий. Например, представители коренной национальности занимают лучшие места на рынке труда. Достигаемые статусы анализируются с помощью экономических, политических, профессиональных и других социальных критериев. К экономическим критериям традиционно относятся: размеры получаемых доходов, достигнутый уровень жизни, масштабы накопленной собственности. К ним примыкают профессиональные критерии, фиксирующие уровень образования и квалификации, должностное положение и позиции на рынке труда. Каждая профессиональная и экономическая позиция, в свою очередь, оценивается в терминах власти и престижа. Эти социальные оценки в большей степени субъективны, но не менее значимы, поскольку людям свойственно постоянно ранжировать окружающих на «своих» и «чужих», «начальство» и простых рабочих».

Страницы: 1 2


Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей. Современная семья в условиях социально-экономического кризиса
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Их значимость определяется тем, что, во-первых, семья – один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, тем, чт ...

Взаимосвязь с исторической наукой
Среди общественных наук, которые имеют дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию. Большое значение для социологии имеет историческая наука, которая концентрирует внимание на изучении общества во времени и пространстве ...

Показатели и интегральные свойства качества жизни
При определении качества жизни выделяют два вида индикаторов: объективные и субъективные. - объективные индикаторы качества жизни: природные и социальные. - субъективные индикаторы качества жизни: когнитивные (оценки общей удовлетворенн ...

Поиск
Новое