Понятие и теории социальной стратификацииСтраница 1
Социальная стратификация – это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров. Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу и легитимизировать в нем свои собственные социальные представления о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам.
Теории социальной стратификации базируются на представлении о том, что страта представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на основе каких-то общих позиций или имеющих общее дело, которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. Конкретные формы социальной стратификации возникают из пересечения двух основных факторов – социальной дифференциации и господствующей системы ценностей и культурных стандартов.
Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером, а позднее развиты Т. Парсонсом, Э. Шилзом, Б. Барбером, К. Дэвисом, У. Муром и др.
В социологии на сегодняшний день сосуществуют два основных подхода к анализу и описанию социальной структуры общества: классовый и стратификационный. Главное их различие состоит в признаках, по которым осуществляется дифференциация социальных групп. Согласно классовому подходу, основными элементами общественного строения признаются классы. Этот подход обычно связывается с марксизмом и неомарксизмом. Его сторонники понимают под классами большие объективные группы людей, детерминированные экономическими факторами: их отношением к средствам производства, местом в системе разделения труда, доступом к различным благам.
При стратификационном подходе более важны иные критерии деления общества: место в системе власти, распределение доходов, уровень образования, престиж. Страты формируются по признакам, связанным с воспроизводством самого статусного положения индивида, с культурно-психологической оценкой, которые реализуются в индивидуальном поведении их членов.
При анализе социальной структуры общества надо помнить, что основанием для выделения страты может быть не любой признак, а лишь тот, который объективно в данном обществе приобретает ранговый (статусный) характер: «выше» – «ниже», «лучше» – «хуже», «престижно» – «непрестижно» и т.д.
Множество стратификационных критериев обусловлено разнообразием статусных позиций в обществе. Все статусы делятся на «приписанные» (унаследованные) и «достигаемые» (приобретенные). Приписанные статусы (пол, национальность и т.д.) интересуют социологов только в том случае, если они становятся источниками социальных привилегий. Например, представители коренной национальности занимают лучшие места на рынке труда. Достигаемые статусы анализируются с помощью экономических, политических, профессиональных и других социальных критериев. К экономическим критериям традиционно относятся: размеры получаемых доходов, достигнутый уровень жизни, масштабы накопленной собственности. К ним примыкают профессиональные критерии, фиксирующие уровень образования и квалификации, должностное положение и позиции на рынке труда. Каждая профессиональная и экономическая позиция, в свою очередь, оценивается в терминах власти и престижа. Эти социальные оценки в большей степени субъективны, но не менее значимы, поскольку людям свойственно постоянно ранжировать окружающих на «своих» и «чужих», «начальство» и простых рабочих».
Технология социальной реабилитации пожилых людей
Беседа с клиентом. Первая беседа обычно имеет цель выяснить право клиента получать социальные услуги. Очень многое при этом зависит от качества беседы. Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение) или ...
Концепция единого индустриального общества. Теория конвергенции и
деидеологизации: прозападная (Р. Арон, У.Ростоу) и «параллельная» (З,
Бзежинский , П.А. Сорокин) – идеи сближения , сглаживания и за
Единое индустриальное общество выступает в двух вариантах: 1) капитализм и 2) социализм — как формы хозяйствования и специфические системы социальной организации. Социалистическая система представляет собой индустриальное закрытое (тотали ...
Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания
Анкетирование – самый распространенный в социологии метод опроса. Анкета – размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. ...