Метод и система права социального обеспечения. Метод права социального обеспечения
Страница 4

Социологическая информация » Социальное обеспечение » Метод и система права социального обеспечения. Метод права социального обеспечения

Социально-обеспечительные правоотношения отличает четкая правовая формализовашюсть поведения сторон, поскольку все права и обязанности субъектов правоотношений установлены законом и не могут быть распределены соглашением сторон. Даже в правоотношения, в которых присутствует усмотрение органа материального обеспечения (например, в правоотношениях по оплате проезда в санаторий и обратно к месту жительства), рамки дозволенной меры усмотрения очерчены законом или вытекают из смысла закона. В указанных правоотношениях субъекты равны в реализации предоставленных им прав и обязанностей, поскольку между ними не устанавливаются отношения власти и подчинения. Физические лица в анализируемых правоотношениях всегда выступают право-притязающей стороной; органы материального обеспечения обязаны «отвечать» положительными действиями на притязание лица, обладающего правовыми основаниями получения конкретного вида социального обеспечения.

Отмечая это положение, некоторые ученые связывают с дозволением внутреннюю сущность метода права социального обеспечения как метода предоставителыюго, сформировавшегося на фоне дозволительного регулирования. Однако это не так. Метод права социального обеспечения не может быть сведен только к какому-либо одному юридическому приему. Дозволение — важный, но не единственный прием правового регулирования общественных отношений в социальном обеспечении. Таким образом, поведение обязанной стороны в социально-обеспечительных правоотношениях предопределено характером и содержанием притязания управомочешюго лица. Объем и пределы притязания последнего установлены законом. Необходимо также отметить, что, поскольку органы материального обеспечения осуществляют по поручению государства функцию персонифицированного распределения средств социального обеспечения, их правомерные действия урегулированы правом с использованием абсолютного обязы-вания. Для регулирования поведения физических лиц право использует такой прием, как дозволение. Гражданам предоставлена возможность по своему усмотрению притязать или нет на тот или иной вид социального обеспечения, обслуживания на условиях, установленных законом.

Следовательно, именно гражданину закон предоставляет свободу выбора вида социального обеспечения, на который он может притязать. У органов материального обеспечения такое право отсутствует.

Как правильно отмечает В. Ш. Шайхатдинов, «правомочия органа государственного управления настолько регламентированы государством, что он по существу в большинстве случаев не властен принимать какое-либо решение по своему усмотрению, даже избирать варианты решения». Свобода выбора варианта поведения гражданином в праве социального обеспечения установлена и в нормах о сроках реализации права на конкретный вид социального обеспечения и обслуживания. По характеру такие сроки делятся на относительно-неопределенные и абсолютно-определенные. Так, например, по общему правилу в пенсионном обеспечении закон не устанавливает срок для обращения за назначением пенсии тем гражданам, которые приобрели право на ее назначение.

Что касается соответствующих органов, то закон не только предоставляет им право решать, какой вид социального обеспечения назначить конкретному лицу, но и устанавливает абсолютные сроки для принятия решения о назначении (отказе в назначении) вида обеспечения, на который он притязает.

Поэтому если равенство сторон анализируемых правоотношений на стадии их возникновения сводить лишь к свободе выбора вариантов поведения субъектов, то в этом смысле равенство между субъектами социально-обеспечительных правоотношений отсутствует. Однако, обратившись к характеру возникающих прав и обязанностей сторон этих Правоотношений, и прежде всего материальных, мы увидим, что законодатель предопределил не только порядок назначения, но и порядок предоставления всех видов социального обеспечения и обслуживания (условия, размеры, правила выплаты, предоставления и т.д.) и тем самым исключил усмотрение (по общему правилу) в этих вопросах как со стороны органа материального обеспечения, так и со стороны трудящегося. Обе стороны обязаны выполнять указание закона. Равенство здесь проявляется в исполнении воли законодателя. Каждая из сторон социально-обеспечительных правоотношений сообразует свое поведение с предоставленной компетенцией (органы в сфере социального обеспечения) или содержанием видовой (иногда подвидовой) отраслевой правоспособности (гражданина).

Страницы: 1 2 3 4 5


Кризис эмпирической социологии на рубеже 30-40-х гг.: «теоретическая неопределенность и отсутствие целостного образа современного общества
На рубеже 30-40-х годов появились первые сомнения в плодотворности эмпиризма, в его правомерности представлять всю социологию как науку. Дело в том, что акцентирование роли методики исследований сопровождалось теоретической неопределеннос ...

Уровень инвалидности населения
Официальные данные об общем числе инвалидов в России отсутствуют. Косвенное представление о контингенте инвалидов дают данные о числе лиц, получающих пенсию по инвалидности. В 2007 г. в России их насчитывалось более 6,2 миллионов человек ...

Понимание свободы личности
Марксистские ученые показывает, что любой сознательный поступок человека осуществляется на основе овладения знаниями, умениями, навыками исполнения той или иной конкретной деятельности, только на основе этих его знаний и опыта формируются ...

Поиск
Новое