Внушение как способ воздействия на массы

Социологическая информация » Стихийные группы » Внушение как способ воздействия на массы

Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу. Некоторые сопоставляют внушение с заражением ,но есть и те кто выдвигает отличия и сводит их к следующему: 1) при заражении осуществляется сопереживание большой массы людей общего психического состояния, внушение же имеет одностороннюю направленность; 2) внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и иные средства.

Явление внушения исследуется в психологии очень давно, но большей степени оно изучено в связи с медицинской практикой или с некоторыми конкретными формами обучения. Внушение, «суггестия», как социально-психологическое явление обладает глубокой спецификой, поэтому правомерно говорить о таком явлении как «социальная суггестия». В остальном сохраняется терминология, используемая в других разделах психологической науки, изучающей это явление: человек, осуществляющий внушение – суггестор ; человек, которому внушают называется суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. В отечественной литературе впервые вопрос о социальной суггестии был поставлен в работе В.М. Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни» (1903).

В многочисленных экспериментальных исследованиях выявлено, что решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, создающий дополнительный фактор воздействия - доверие к информационному источнику. Этот «эффект доверия» проявляется по отношению к личности суггестора, и по отношению к той социальной группе, которую данная личность представляет.

Контрсуггестия показывает меру сопротивления внушению, которую оказывает отдельная личность. В практике социальной суггестии разработаны способы, при помощи которых можно блокировать эту «психическую самозащиту». Контрсуггестия может быть использована не только для защиты личности от суггестивного воздействия, но и для опровержения этой защиты. Так, если в качестве средства контрсуггестии выступает недоверие к суггестору, то путем включения дополнительной информации о суггесторе можно добиться отклонения этого недоверия, и этот комплекс мер будет как раз представлять контрконтрсуггестию. Логично, конечно, предположить, что и в ответ на эти дополнительные усилия личность постарается выдвинуть новый ряд защитных мер, но до сих пор практические исследования не углубились далее первого «слоя» контрконтрсуггестии.

В повседневной жизни исследования внушения имеют большое значение для таких сфер, как пропаганда и реклама Хотя основная черта пропаганды - апелляция к логике и сознанию, а средства, разрабатываемые здесь, - это преимущественно средства убеждения, все это не исключает присутствия определенных элементов суггестии. Метод внушения выступает здесь как метод своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относится к методам манипулятивного воздействия. Особенно очевидным является применение этого метода в области рекламы. Здесь разработана особая концепция «имиджа», который выступает как звено в механизме суггестии.


Методические материалы по формированию установок толерантного сознания
Проанализировав работы учёных, ознакомившись с практикой формирования толерантности в Центре «Забота», мы приходим к выводу, что для усиления эффективности работы в данном направлении будет способствовать следующая система работы, включаю ...

Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала как один из методов
Что касается методов оценки качества жизни населения, то исходя из сложности исследуемого объекта, большого числа анализируемых показателей, можно утверждать, что здесь необходим не один, а целый комплекс методов исследования: статистичес ...

Теоретико-методологические основы тестирования учебной деятельности при изучении преобладающих способностей человека. История развития тестирования
В последнее время социологи все чаще прибегают к использованию тестов в социологических исследованиях. В некоторых исследовательских ситуациях социолог прибегает к использованию тестов, когда ничем другим кроме тестов не может быть получе ...

Поиск
Новое