Влияние идеологии на общество
Страница 1

Посредством информационно-идеологических воздействий могут вестись необъявленные, часто невидимые миру войны. Это осознали еще в глубокой древности. В современных условиях наибольший опыт в их использовании накоплен США. Информационно-идеологические воздействия — компонент военного потенциала. Благодаря информационно-идеологическим воздействиям, становятся ненужными войны с применением оружия массового поражения.

Известно, что «ни одна деятельность не начинается с «пустого места», так сказать без программы, как конституирующего момента деятельности». В качестве своеобразной предваряющей программы и самых элементарных действий, и самых сложных актов, связанных с возможностью выбора вариантов деятельности и поведения, выступает установка. Свое влияние на поведение и деятельность установка проявляет через ряд функций, совокупно выступающих как «практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку». Термин «установка» имеет свой специфический смысл в общей психологии, поэтому мы будем говорить о социальной установке. Социальная установка — это выражение ценностной ориентации в форме социально детерминированной предрасположенности личности (группы) к заранее определенному отношению-позиции к данной вещи (человеку, явлению, событию). Социальная установка имеет широкий спектр различных вариантов не только по предмету, но и по своим социально-психологическим особенностям. Основной путь формирования социальной установки — путь непосредственного участия личности в практической жизни, ее собственный опыт. При этом установка может реализоваться как настроение, как определенный эмоциональный или эмоционально-рассудочный настрой в отношении данного объекта — оптимистический или пессимистический, романтический или скептический. Аналогичными причинами вызывается и такой вариант установки, как ожидание (надежды) определенных социальных действий, результатов, сообщений от социальных институтов, процессов и людей. Социальные установки могут формироваться другим путем — путем превращения ценностного представления в установку. Это происходит тогда, когда ценностное представление об одном предмете переносится по аналогии на все более или менее подобные предметы, в результате чего и образуется определенная установка на эти предметы. Социальные установки могут формироваться и в процессе коммуникации. В ходе воспитания, обучения, идеологического воздействия образуются определенные социальные установки, необходимые обществу, классу, воспитателю. Эти установки могут иметь как бессознательный, так и осознанный характер, т. е. рассудочно осознаваться как определенное отношение. Важнейшей характеристикой социальной установки является ее классовый характер (речь, конечно, идет об объектах, представляющих интерес для какого-либо класса). Классовый характер социальных установок состоит, по существу, в том, что они ориентируют личность на такое отношение к событиям и явлениям, которое выгодно какому-то классу. При анализе социальных установок следует различать причины их образования, о которых говорилось выше, от мотивации, т. е. от того, как личность объясняет свои установки по отношению к объекту. Очевидно, что мотивация представляет собою ту или иную степень осознания личностью социальных установок. Анализ мотивов социальных установок имеет большое значение для практики идеологической работы, ибо позволяет выбрать более точную аргументацию для закрепления или изменения установок личности. Социальная установка — это одна из форм осознания потребностей и социальной ориентации, второй формой является социальная оценка. Оценка представляет собой выражение одного из видов отношения субъекта к объекту, отношения, которое заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или его отдельных сторон и свойств критериям, им выдвигаемым. В связи с этим в структуре логики оценок имеются четыре «компонента»: субъект, объект, основание и характер, где субъектом является тот, кто высказывает и производит оценку, объектом — вещь или ее свойство, которое оценивается, основанием — критерии, с позиций которых производится оценка («Это плохо, потому что вредно для здоровья» — «вредно» есть основание), и характер оценки (плохо, хорошо), который может быть и сравнительным («Это лучше, чем то»). Оценка подразделяется на три степени: положительная, нейтральная, отрицательная. Поскольку всякая оценка основана на определенных принципах, это допускает чрезвычайно большое разнообразие оценок не только по различию субъектов и объектов, но и по различию оснований. Одним из таких видов оценок является ценностное отношение, когда основанием оценки являются уже сложившееся у личности представление о ценности, ценность-идеал, или же реальный предмет, рассматриваемый как ценность,— референтная ценность. Так возникает ценностное суждение как вид оценочного суждения, где социально-ценностная оценка имеет осознанный характер. Давая ту или иную оценку, субъект всегда осознает свое отношение к объекту. Одной из форм выражения социальной оценки является общественное мнение, т. е. мнение какой-то группы людей об общественных явлениях. Итак, на базе потребностей (их осознания) и знаний о мире возникает социально-ценностная ориентация в форме социальных установок и оценок, которые могут быть названы первичными аналитическими формами социально-психологического процесса. Аналитическими мы их называем потому, что они являются результатом определенного анализа действительности со стороны личности. Целостное единство первичных аналитических форм создает вторичную аналитическую форму, производную от первичных форм и потому более сложную, которая называется интересом. Интерес — осознанная направленность личности или группы на какую-либо вещь как на ценность-объект освоения. Интерес характеризуется определенной осознанностью субъектом данного психологического состояния в отношении какой-либо вещи. Эта осознанность состоит в том, как субъект понимает ценность вещи для себя. Когда же речь идет о том, чтобы осознать свой интерес, имеется в виду необходимость найти такие ценности, которые действительно отражают потребности личности, группы, класса, общества. Интерес оформляется в двух психологических состояниях: внимание и стремление. Внимание — это психологическая направленность субъекта без перестройки системы его ценностных ориентации; внимание — это открытие субъектом каких-то ценностных аспектов (или возможных ценностных аспектов) в явлении и вещи. Стремление — это психологическая направленность субъекта, вызывающая перестройку системы его ценностных ориентации, базовой ценностью которой становится данная вещь, явление, способы и нормы их достижения. Большое значение имеет особая форма интереса — социальный интерес. Социальный интерес — это направленность системы социальных установок и ценностных ориентации на характер и структуру общественных отношений, необходимых для удовлетворения потребностей и реализации ценностей какого-либо социального класса или слоя. В социальном интересе ценностью-объектом выступают общественные отношения. Структурно социальный интерес складывается из установок, из ценностных ориентации (или их элементов) на определенные общественные отношения и на способы и нормы удержания и реализации этих общественных отношений. Социальный интерес имеет различные степени развития, которое зависит от развития потребностей класса. Это является, в свою очередь, результатом развития общественно-экономической формации. Развитый социальный интерес включает ценностные ориентации на основные (базисные и надстроечные) виды общественных отношений и способы их достижения. Развитым социальным интересом рабочего класса является ориентация на социалистическую общественно-экономическую формацию, достигаемую в результате социалистической революции при определенных объективных предпосылках к этому. В основе социального интереса находятся ценностные ориентации, установки и оценки на экономические отношения, и прежде всего характер собственности, являющейся базовой ценностью системы социального интереса. Социальный интерес является основой любой классовой идеологии, которая и представляет собой теоретическое обоснование социального интереса класса. Нами рассмотрены основные социально-психологические формы, в которых осуществляется переработка внешних воздействий (социальной среды) личностью. Они образуют определенную систему, обладающую особенностями, знание которых чрезвычайно важно для понимания этой группы социально-психологических процессов. Сложившаяся у личности система социально-психологических форм не является жесткой системой с раз и навсегда данными однозначными связями. Взаимодействие потребностей (различного рода) и социальной среды (в конечном итоге, общественное бытие и общественное сознание) образует детерминирующее поле, в рамках которого связи системы имеют вероятностно-статистический характер.

Страницы: 1 2


Организация – целевая социальная группа
Целевые общности — общности, для которых характерно единство целенаправленной деятельности. Это сознательно созданные общности (группы), стремящиеся достичь определенных целей или намерений организаторов. Данные цели находят свое выражени ...

Глобальные социальные проблемы и будущее человечества
Гениальный французский мыслитель Клод Анри де Сен-Симон, стоявший у истоков возникновения социологии, выдвинул идею, что история человечества проходит три стадии развития: теологическую, метафизическую и позитивную. Эту идею повторял и Ог ...

Субъективный взгляд на проблему социальной коммуникации. Я и социальная коммуникация
Практически каждый человек, проживающий в современном обществе, является участником социальной коммуникации, обмен информацией происходит постоянно, в различных формах и в различных областях: устно, с помощью документов, в электронном вид ...

Поиск
Новое