Информация, собираемая с помощью массовых опросов

Социологическая информация » Актуальные проблемы социологических исследований » Информация, собираемая с помощью массовых опросов

Поскольку массовые опросы чрез­вычайно трудоемки (подчас они охватывают десятки тысяч респондентов), то они проводятся не отдельными людьми, а специ­альными организациями. В России такими организациями явля­ются: ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), ФОМ (Фонд «Общест­венное мнение»), РОМИР (Россий­ский мониторинг информации о России) и др. Эти организации спе­циализированы на сборе данных по множеству актуальных проб­лем России. Например, ВЦИОМ собирает информацию об отно­шении населения России к ры­ночным реформам, о настроении общества, о рейтингах политиков и др.1

Особенность этой информации состоит в том, что, в отличие от двух первых видов данных, она собирается для научных целей — изучения общественного мнения. Социологические анкеты и «воп­росники» интервью разрабатыва­ются специально для того, чтобы опрашивать по ним тех или иных респондентов — группы населе­ния, директоров предприятий, ра­ботников милиции, учителей, мигрантов или др. Информация, которая содержится в собранных анкетах и интервью, отражает со­стояние массового сознания насе­ления России, те мнения, которые люди высказывают в момент оп­роса по конкретным проблемам. Совокупность таких мнений и об­разует общественное мнение.

Изучение общественного мне­ния — для России новое научное направление. Поскольку в совет­ское время социологические опро­сы не практиковались, то никто не знал, есть ли вообще в стране общественное мнение или его нет. Сегодня же очевидно, что общест­венное мнение в России сущест­вует. Его «легализация» явилась одним из проявлений либерализа­ции общественной жизни. Инфор­мация, характеризующая общест­венное мнение — это богатейший источник для углубления соци­ологических знаний, в частности, в области социологии российских реформ. Выясняя состояние об­щественного мнения, людей опра­шивают обо всем, что происходит в стране и в мире — от борьбы с терроризмом до режима питания. Какое бы изменение ни произош­ло в мире — буквально в тот же день появляются данные о мне­ниях по этому поводу разных групп населения, т.е. о реакции общественного мнения. Масшта­бы «архива» такого рода данных трудно себе даже представить.


История модернизации в России
В России наряду с радикальными изменениями в идеологии, общественном сознании, политической и государственной организации происходят глубинные изменения в социальной структуре. Сторонники перемен признают их объективную обусловленность, а ...

Возникновение теоретической социологии как отдельной науки
Сороковые годы 19 века − период становления науки об обществе. Впервые в научный оборот ввел этот термин Огюст Конт (1798-1857гг.) − французский философ, социолог, основатель позитивизма. Работая секретарем А.Сен-Симона, он ра ...

Основные методы сбора социологической информации
Методы социологического исследования (конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, используемые исследователями при изучении того или иного объекта) условно можно разделить на две группы: общесоциологическ ...

Поиск
Новое