Информация, собираемая с помощью массовых опросов
Поскольку массовые опросы чрезвычайно трудоемки (подчас они охватывают десятки тысяч респондентов), то они проводятся не отдельными людьми, а специальными организациями. В России такими организациями являются: ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), ФОМ (Фонд «Общественное мнение»), РОМИР (Российский мониторинг информации о России) и др. Эти организации специализированы на сборе данных по множеству актуальных проблем России. Например, ВЦИОМ собирает информацию об отношении населения России к рыночным реформам, о настроении общества, о рейтингах политиков и др.1
Особенность этой информации состоит в том, что, в отличие от двух первых видов данных, она собирается для научных целей — изучения общественного мнения. Социологические анкеты и «вопросники» интервью разрабатываются специально для того, чтобы опрашивать по ним тех или иных респондентов — группы населения, директоров предприятий, работников милиции, учителей, мигрантов или др. Информация, которая содержится в собранных анкетах и интервью, отражает состояние массового сознания населения России, те мнения, которые люди высказывают в момент опроса по конкретным проблемам. Совокупность таких мнений и образует общественное мнение.
Изучение общественного мнения — для России новое научное направление. Поскольку в советское время социологические опросы не практиковались, то никто не знал, есть ли вообще в стране общественное мнение или его нет. Сегодня же очевидно, что общественное мнение в России существует. Его «легализация» явилась одним из проявлений либерализации общественной жизни. Информация, характеризующая общественное мнение — это богатейший источник для углубления социологических знаний, в частности, в области социологии российских реформ. Выясняя состояние общественного мнения, людей опрашивают обо всем, что происходит в стране и в мире — от борьбы с терроризмом до режима питания. Какое бы изменение ни произошло в мире — буквально в тот же день появляются данные о мнениях по этому поводу разных групп населения, т.е. о реакции общественного мнения. Масштабы «архива» такого рода данных трудно себе даже представить.
Понятие социогенеза
Социогенез [лат. societās — общество + греч. genesis — происхождение] — происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических фор ...
Спорт: двигательная активность в свободное время. Досуговые
предпочтения российской и европейской молодежи
В Европе современное общество придает большое значение спорту, разными способами вырабатывая у людей желание им заниматься. Ежедневно по улицам всех европейских стран проезжают тысячи велосипедов, за рулем которых школьники и студенты пре ...
Государство как социальный институт. Типы и формы государства
Рассматривая государство как главный политический институт, можно выделить его основные признаки:
· наличие публичной власти;
· взимание налогов с населения;
· наличие территории, где реализуются полномочия государства;
· наличие опре ...