Информация, собираемая с помощью массовых опросов
Поскольку массовые опросы чрезвычайно трудоемки (подчас они охватывают десятки тысяч респондентов), то они проводятся не отдельными людьми, а специальными организациями. В России такими организациями являются: ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), ФОМ (Фонд «Общественное мнение»), РОМИР (Российский мониторинг информации о России) и др. Эти организации специализированы на сборе данных по множеству актуальных проблем России. Например, ВЦИОМ собирает информацию об отношении населения России к рыночным реформам, о настроении общества, о рейтингах политиков и др.1
Особенность этой информации состоит в том, что, в отличие от двух первых видов данных, она собирается для научных целей — изучения общественного мнения. Социологические анкеты и «вопросники» интервью разрабатываются специально для того, чтобы опрашивать по ним тех или иных респондентов — группы населения, директоров предприятий, работников милиции, учителей, мигрантов или др. Информация, которая содержится в собранных анкетах и интервью, отражает состояние массового сознания населения России, те мнения, которые люди высказывают в момент опроса по конкретным проблемам. Совокупность таких мнений и образует общественное мнение.
Изучение общественного мнения — для России новое научное направление. Поскольку в советское время социологические опросы не практиковались, то никто не знал, есть ли вообще в стране общественное мнение или его нет. Сегодня же очевидно, что общественное мнение в России существует. Его «легализация» явилась одним из проявлений либерализации общественной жизни. Информация, характеризующая общественное мнение — это богатейший источник для углубления социологических знаний, в частности, в области социологии российских реформ. Выясняя состояние общественного мнения, людей опрашивают обо всем, что происходит в стране и в мире — от борьбы с терроризмом до режима питания. Какое бы изменение ни произошло в мире — буквально в тот же день появляются данные о мнениях по этому поводу разных групп населения, т.е. о реакции общественного мнения. Масштабы «архива» такого рода данных трудно себе даже представить.
Внешние сношения нации.
Т.к. одним из основных принципов организации социальной системы (нации) является свобода, сохранение внешней свободы нации, обеспечение ее выживания и реализация вытекающих отсюда интересов – цели внешней активности системы. Как было видн ...
Занятость и труд: региональные особенности
Переход к новым условиям формирования рынков на Дальнем Востоке начал осуществляться в условиях дефицита рабочей силы на предприятиях практически всех отраслей. Недобор рабочей силы, особенно в массовых профессиях, на январь 1998 года сос ...
Словарь социологических понятий.
1. Социология молодежи – область социологии, изучающая поведение социально-демографической группы, находящейся на переходной стадии, переживающей важный этап семейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценностей, складывани ...