Введение

На протяжении всей истории одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Изначально этим вопросом занималась социальная философия. Результатом социально-философских изысканий к концу XVII века стала конфронтация двух подходов: первый представлен теоретиками, для которых общество – это искусственное образование, плохо совместимое с естественными склонностями людей. Второй содержится в концепциях, где общество выступает как развитие прирожденных влечений и чувств человека, являющихся общественными, а поэтому и моральными по своей сути.

Сторонник первого подхода социальный философ Т. Гоббс утверждал, что «естественное» состояние людей – это состояние страха и угрозы насильственной смерти. Такая человеческая природа обусловливает образование общества, основанного на необходимости, заставляющей людей объединиться.

К теоретическим противникам Гоббса следует отнести древнегреческого философа Аристотеля, других античных философов, считавших, что человек есть животное, склонное к жизни в обществе, и называвших его политическим животным. Английский философ – моралист А. Шефтсбери настаивает, что человек по природе – существо общественное, моральное, жизнь в обществе неизбежна и естественна для него.

Если для Шефтсбери этический момент является важнейшим в социальной связи, то философ Б. Мандевиль полагает, что общественная связь в лучшем случае этически нейтральна, человек – общественное существо, но это совсем не значит, что он существо нравственное.

Дальнейшие поиски социальных оснований привели к появлению экономически-реалистической тенденции: у Адама Смита общество рассматривается как трудовой и меновой союз людей, когда каждый, работая на себя, вынужден работать на других. Таким образом, общество предстает как автоматически действующий механизм, состоящий из взаимосвязанных элементов.

Природа общества, как и природа человека – загадка, над которой люди будут размышлять до тех пор, пока будут жить.

Общество крайне многозначное понятие. Обществом может быть названа небольшая группа людей, объединенных некоторыми специфическими интересами (общество фотолюбителей), государственное образование или группа в некотором отношении однородных стран (российское общество, западноевропейское общество), наконец, это понятие применяется и для человечества в целом.

Общество характеризуется следующими признаками:

· Общность территории их проживания, обычно совпадающий с государственными границами;

· Целостность и устойчивость складывающихся форм взаимодействия людей;

· самовоспроизводство, саморегулируемость и самодостаточность;

· уровень развития культуры, который находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

На основе сказанного можно дать следующее определение общества: это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся саморегулируемостью, саморазвитием, а также наличием системы норм и ценностей, разделяемых большинством индивидов.


Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества
Важным моментом развития цивилизации является наращивание интеграционных тенденций в обществе – тенденций, которые нельзя вывести прямо и только из законов функционирования и развития той или иной формации Из сущности и структуры обществ ...

Анализ результатов и выводы
В ходе исследования нами было реализовано три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе мы провели методику склонности к отклоняющемуся поведению среди подростков с целью выявления предрасположенности к те ...

Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса
Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях: 1) как объединяющее название школы в социологии, которую основал и возглавил Т. Парсонс (1902—1979); 2) как метод исследования, по которому изменения элемента сист ...

Поиск
Новое