Связь теории социальной работы и социальной психологии
Страница 2

Социологическая информация » Связь теории социальной работы и социальной психологии » Связь теории социальной работы и социальной психологии

К методикам психосоциальной работы следует отнести следующие:

· психодиагностика, она осуществляется с помощью психологических методов изучения личности и (или) группы и направлена на получение достоверных сведений о психологических характеристиках субъекта и отражении ситуации в его психических состояния;

· психотерапия – лечение при помощи воздействия на психику человека;

· психокоррекция – исправление нарушений в психике человека психологическими средствами;

· психологическое консультирование – индивидуальная психологическая помощь человеку путем анализа его жизненной ситуации и предоставления советов для ее улучшения; это интегральная процедура, основанная на методах психодиагностики, психотерапии и психокоррекции;

· психогигиена – часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психологического здоровья человека (выявление и предупреждение бытовых и социальных факторов, вредно влияющих на психику человека и снижающих эффективность жизнедеятельности; разработка и внедрение в практику социальной работы мероприятий по укреплению психики человека, повышению ее сопротивляемости стрессогенным воздействиям и обеспечению условий для нормального функционирования психики человека);

· психопрофилактика – устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно на нее влияющих.

Помимо методик в психосоциальной работе активно применяются технологии. Технология – это воспроизводимое ядро методики, причем воспроизводимое логически операционально, а не буквально содержательно.

В практике психосоциальной помощи можно выделить технологии индивидуальной работы с личностью и технологии групповой работы.

В основе технологий индивидуальной работы с личностью в современной психосоциальной работе лежит развивающая стратегия, реализующаяся в условиях диалога, субъект-субъектного взаимодейсивия специалиста и клиента.

Психологические условия реализации диалога, по К. Роджерсу:

1. естественность и спонтанность в выражении субъективных чувств и ощущений, которые возникают между партнерами в каждый отдельный момент их взаимодействия;

2. безусловное позитивное отношение к другим людям и самому себе, забота о другом и принятие его как равноправного партнера по общению;

3. эмпатическое понимание, умение тонко и адекватно сопереживать чувствам, настроению, мыслям другого человека в ходе межличностных контактов с ним.

Основным инструментом реализации индивидуальной работы является беседа или интервью. Обычно описывается пятишаговая модель их организации.

Первая стадия – структурирование ситуации и достижение взаимопонимания.

Вторая стадия – сбор информации о проблеме клиента и его потенциальных возможностях о решении проблемы.

Третья стадия – выявление желаемого результата решения проблемы.

Четвертая стадия – выработка альтернативных решений.

Пятая стадия – обобщение предыдущих этапов и переход от обсуждений к действию.

Использование технологий групповой работы основано на представлениях о том, что межличностное взаимодействие и межличностные отношения открывают дополнительные возможности социо-психологической взаимопомощи. В специально создаваемых группах появляется возможность погрузить участников в смоделированные ситуации, организовать проигрывание соответствующих ролей, опереться на механизмы социального влияния, сопереживания, взаимной поддержки, обратной связи. Предполагается, что опыт, приобретаемый в группах, впоследствии переносится человеком в реальную жизнь.

В отечественной психологии относительно групповых форм наиболее распространенным и обобщающим является понятие психологического тренинга.

Тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

В основе тренинга использование активных средств (техник) групповой психосоциальной работы. Выделяют три группы средств:

Страницы: 1 2 3


Россия: межнациональные отношения на постсоветском пространстве и в наше время
Вспоминая всю историю Советского Союза, остаётся очень интересным тот факт, что за время его существования межнациональные конфликты были исключительной редкостью, когда же после начала его распада стали вполне естественной реальностью в ...

Споры о путях модернизации: соотношение вестернизации и самостоятельного социального творчества
Уже в 19 веке в России интеллигенция раскололась на западников и славянофилов. Первые выступали за заимствование у более развитых стран передовых технологий, вторые ратовали за самобытный путь развития. Хотя термин «модернизация» относит ...

Тенденции в развитии существующих проблем
Несмотря на вышеперечисленные негативные явления начала тысячелетия в развитии проблемы бедности отмечаются и положительные тенденции. Так, например, в работах отечественных авторов все реже и реже встречается проблема изменения «лица бед ...

Поиск
Новое