Связь теории социальной работы и социальной психологии
Страница 1

Социологическая информация » Связь теории социальной работы и социальной психологии » Связь теории социальной работы и социальной психологии

Дисциплина «социальная психология» тесно связана с дисциплиной «теория социальной работы». Для эффективного осуществления социальной работы социальный работник должен обладать необходимыми социо-психологическими знаниями.

Так, знания по социальной психологии помогают преодолевать известное противопоставление индивидуального и общественного, единичного и общего, психологического и социального, видеть их диалектическую связь. Помощь при покупке квартиры.

Социальному работнику для практики необходимы как знания об индивидуальных особенностях личности и малых групп, так и знания обо всем обществе в целом, так как он непосредственно работает со всеми этими объектами.

Социальная работа востребована в случаях возникновения у человека, группы или общности людей трудных жизненных ситуаций. Такие ситуации, независимо от породивших их причин, содержания и характера протекания, всегда включает в себя психический компонент, то есть отражаются в психических процессах и состояниях людей. Например, увольнение с работы может сопровождаться тягостными размышлениями о перспективах материального обеспечения семьи, переживаниями ущербности, обиды, растерянности. Установление инвалидности может вызвать у человека состояние подавленности, тревоги. Изъятие ребенка из кровной семьи сопровождается аффективным состоянием. Таким образом, далеко не всегда человек может самостоятельно настроить на конструктивный лад свои эмоции, реально оценить сложившуюся ситуацию, мобилизовать свои психические ресурсы на борьбу с трудностями. Ему необходима помощь специалиста – социального работника, владеющего методами и технологиями социо-психологической практики.

Психосоциальная работа это такое направление социальной работы, предметом которой является психическое состояние человека (группы, общины), погруженного в трудную жизненную ситуацию.

Психосоциальная работа осуществляется двумя способами:

1. психологическое сопровождение материальной, юридической, медицинской или иных видов помощи, которые выступают как ведущие, определяющие в преобразовании трудной жизненной ситуации;

2. чисто психологические способы.

Цель психосоциальной работы – поиск и актуализация внутренних (психических) ресурсов личности для достижения ею состояния продуктивной адаптации в изменившихся условиях жизнедеятельности.

Объект психосоциальной работы как составной части социальной работы – трудная жизненная ситуация, которая возникает у различных категорий людей: инвалидов, безработных, пожилых, многодетных, одиноких, больных, малоимущих, переживших техногенные или социогенные экстремальные ситуации, военные конфликты и т.д. Социально-психологическая дезадаптация как составная часть трудной жизненной ситуации и является объектом психосоциальной работы в системе социальной работы.

Содержание социо-психологической помощи, ее виды, объем, интенсивность определяются сутью проблемы и остротой ситуации, характером и степенью расстройства психической жизни человека.

Наиболее уязвимыми при возникновении трудных жизненных ситуаций являются эмоционально-волевая сфера личности, личностные конструкты (Я-образ, самооценка, уровень притязаний, жизненные цели и ценности), социальные связи, взаимодействия и взаимоотношения.

Оказание социо-психологической помощи содействует восстановлению адекватной картины мира и принятию соответствующих социальных ролей, благоприятствует коррекции смыслообразующих ценностей, создает условия для возвращения утраченных и установления новых необходимых социальных связей и отношений. В конечном счете, социо-психологическая помощь должна привести к принятию человеком или общностью изменившихся условий жизни, обнаружить способность полноценно функционировать в новых обстоятельствах.

Реализация социо-психологической помощи может быть представлена как процесс деятельности специалиста (специалистов) по анализу трудной жизненной ситуации, диагностике деформаций в психических состояниях вовлеченных в ситуацию людей; определению путей дезадаптированности и их реализация методами практической психологии; осуществлению текущего и итогового контроля эффективности применяемых методов и их корректировка.

Страницы: 1 2 3


Психологическая работа с детьми дошкольной группы.
В учреждении в штате предусмотрен один психолог, на момент прохождения практики это место было вакантным. Также к сотрудничеству администрация детского дома привлекает специалиста центров помощи семьи детям с г. Краснодара, которые провод ...

Социально-педагогические условия решения проблем толерантности в современном обществе. Основные направления работы по формированию толерантных отношений
В связи с актуальностью комплексного исследования проблем прав человека и толерантности возникает вопрос: существуют ли в стране необходимые системы, механизмы для их обеспечения, защиты? Среди таковых можно выделить следующие: судебная з ...

Факторы способствующие инвалидизации населения в РФ. Экологические факторы
Выраженные изменения в структуре, характера патологии состояния здоровья и смертности населения объясняется географическими, природно-очаговыми, геохимическими особенностями территорий. А также глобальными техногенными преобразованиями и ...

Поиск
Новое