История политической жизни женщин в России
Страница 1

Социологическая информация » Женщина в гражданском обществе » История политической жизни женщин в России

В погоне «за европейским ходом вещей» модернизация стала центральной проблемой России на протяжении всего XIX века, вплоть до 1914 года. Необходимость реформирования хозяйственного уклада и общественного устройства, вызванные неудачей реформ Александра I, мятежом 1825 года и позором Крымской войны, втянула женщин в общественное производство. На первых порах речь зашла о «дворянском» и «разночинном» женском пролетариате, т. е. о девушках из стремительно разорявшихся дворянских семей и представительницах разраставшегося разночинного слоя, вынужденных зарабатывать себе на жизнь самостоятельным трудом. Именно эти «благородные девицы» вошли в число новых русских людей, образованных, мыслящих, с повышенной чуткостью к общественным проблемам, готовых служить России, но не прислуживать власть имущим. Они-то и стали провозвестницами женского движения в стране.

Одна из них, М. Цебрикова — сотрудница радикальных «Отечественных записок», получила всемирную известность благодаря публикации «Открытого письма» к императору Александру III. Письмо было написано настрадавшейся от безнадежной тоски и полного нравственного банкротства тогда уже немолодой женщиной. Она писала: «Мои личные мотивы — это право раба протестовать . и в Древней Руси были единичные протестанты . XIX век принес одно новое, что протестовала женщина». Но даже не это было для автора письма главным. Ее страшило предчувствие, что слепое неприятие общественного мнения, общественного стремления к переменам толкает Россию к гибели, к революции: «Я прямо говорю,— заявляла Цебрикова,— я боюсь революции, боюсь крови. Я могу умереть, но не помогать смерти. Наше правительство делает для ее вызывания гораздо больше, чем все красные вместе взятые». Письмо датировано 19 января 1890 года. Оно потрясает точностью предчувствия. Но это еще и показательный документ по истории русского женского движения, русского феминизма.

Монарх, до которого письмо дошло, задал лишь один недоуменный вопрос: «Ей-то что за дело?». Перед нами реакция абсолютного монарха, который не может усомниться в том, что подданные почитают его, как Бога. В те времена в патриархальной России не было места, где могла бы формироваться независимая, самостоятельная личность.

Так, с начала XIX века потребность освобождения от этого явления породило освободительное движение, в которое женщины шли потоком и потому, что оно обещало им их личное, женское освобождение, и потому, что оно обещало освобождение России. Уже в 70-е годы XIX века женщины, по самым приблизительным подсчетам, составляли пятую часть активистов революционного крыла демократического движения.

Первый период развития женского движения в России – период становления на ноги – от реформы 1861 года до революции 1905 года. Тогда решались самые насущные вопросы женского труда, образования. Вопрос об их гражданских и политических правах не вставал потому, что этих прав в России не имел никто.

Революция 1905 года совершенно изменила эту ситуацию. Мужская часть населения страны после публикации Манифеста 17 октября 1905 г. получила определенные гражданские и политические права и свободы. Женщины гражданского признания не получили. И сразу же начали требовать, добиваться его.

С этого момента наступает второй период в развитии женского движения в России. Это пора его зрелости, правда, недолгая — с 1906 по 1917 год. Женское движение крепнет, появляется настоящий женский пролетариат. Появляются такие женские организации, как «Русское женское взаимно-благотворительное общество», радикальный «Союз равноправности женщин», «Женская прогрессивная партия», «Российская Лига равноправия женщин». Однако цель у всех его потоков одна — уравнивание женщин в гражданских и политических правах с мужчинами перед лицом закона. Знаменателен 1-й Всероссийский женский съезд.

Взяв в 1917г. власть, большевики провозгласили освобождение женщин и подвели под этот лозунг соответствующую юридическую базу. Был оформлен законодательно комплекс прав, которые женщины многих развитых стран мира получили лишь в середине XX века.

В государственных, партийных и общественных организациях той поры существовал специальный механизм по работе среди женщин: женские советы, работа которых велась под руководством женотделов.

Страницы: 1 2 3


Основные факторы формирования концепции социально-ответственной реорганизации предприятий (СОРП)
Социально-ответственная реорганизация предприятий (СОРП) – динамично развивающееся направление социальной практики, находящееся на пересечении бизнеса, права, политики, социальной работы, коммуникативных технологий. Социологические аспек ...

Теория социальной стратификации
Стратификация − процесс и результат разделения общества на различные социальные слои, отличающиеся своим общественным статусом. Это может быть неравный объем власти или богатства, неодинаковые права и обязанности и т.п. Таким образ ...

Социология национальных отношений (Этносоциология)
Общество, понятое как «продукт взаимодействия людей», как целостность общественных отношений людей к природе и друг к другу, состоит из множества разнородных элементов, среди которых экономическая деятельность людей и их отношения в проце ...

Поиск
Новое