История политической жизни женщин в России
Страница 1

Социологическая информация » Женщина в гражданском обществе » История политической жизни женщин в России

В погоне «за европейским ходом вещей» модернизация стала центральной проблемой России на протяжении всего XIX века, вплоть до 1914 года. Необходимость реформирования хозяйственного уклада и общественного устройства, вызванные неудачей реформ Александра I, мятежом 1825 года и позором Крымской войны, втянула женщин в общественное производство. На первых порах речь зашла о «дворянском» и «разночинном» женском пролетариате, т. е. о девушках из стремительно разорявшихся дворянских семей и представительницах разраставшегося разночинного слоя, вынужденных зарабатывать себе на жизнь самостоятельным трудом. Именно эти «благородные девицы» вошли в число новых русских людей, образованных, мыслящих, с повышенной чуткостью к общественным проблемам, готовых служить России, но не прислуживать власть имущим. Они-то и стали провозвестницами женского движения в стране.

Одна из них, М. Цебрикова — сотрудница радикальных «Отечественных записок», получила всемирную известность благодаря публикации «Открытого письма» к императору Александру III. Письмо было написано настрадавшейся от безнадежной тоски и полного нравственного банкротства тогда уже немолодой женщиной. Она писала: «Мои личные мотивы — это право раба протестовать . и в Древней Руси были единичные протестанты . XIX век принес одно новое, что протестовала женщина». Но даже не это было для автора письма главным. Ее страшило предчувствие, что слепое неприятие общественного мнения, общественного стремления к переменам толкает Россию к гибели, к революции: «Я прямо говорю,— заявляла Цебрикова,— я боюсь революции, боюсь крови. Я могу умереть, но не помогать смерти. Наше правительство делает для ее вызывания гораздо больше, чем все красные вместе взятые». Письмо датировано 19 января 1890 года. Оно потрясает точностью предчувствия. Но это еще и показательный документ по истории русского женского движения, русского феминизма.

Монарх, до которого письмо дошло, задал лишь один недоуменный вопрос: «Ей-то что за дело?». Перед нами реакция абсолютного монарха, который не может усомниться в том, что подданные почитают его, как Бога. В те времена в патриархальной России не было места, где могла бы формироваться независимая, самостоятельная личность.

Так, с начала XIX века потребность освобождения от этого явления породило освободительное движение, в которое женщины шли потоком и потому, что оно обещало им их личное, женское освобождение, и потому, что оно обещало освобождение России. Уже в 70-е годы XIX века женщины, по самым приблизительным подсчетам, составляли пятую часть активистов революционного крыла демократического движения.

Первый период развития женского движения в России – период становления на ноги – от реформы 1861 года до революции 1905 года. Тогда решались самые насущные вопросы женского труда, образования. Вопрос об их гражданских и политических правах не вставал потому, что этих прав в России не имел никто.

Революция 1905 года совершенно изменила эту ситуацию. Мужская часть населения страны после публикации Манифеста 17 октября 1905 г. получила определенные гражданские и политические права и свободы. Женщины гражданского признания не получили. И сразу же начали требовать, добиваться его.

С этого момента наступает второй период в развитии женского движения в России. Это пора его зрелости, правда, недолгая — с 1906 по 1917 год. Женское движение крепнет, появляется настоящий женский пролетариат. Появляются такие женские организации, как «Русское женское взаимно-благотворительное общество», радикальный «Союз равноправности женщин», «Женская прогрессивная партия», «Российская Лига равноправия женщин». Однако цель у всех его потоков одна — уравнивание женщин в гражданских и политических правах с мужчинами перед лицом закона. Знаменателен 1-й Всероссийский женский съезд.

Взяв в 1917г. власть, большевики провозгласили освобождение женщин и подвели под этот лозунг соответствующую юридическую базу. Был оформлен законодательно комплекс прав, которые женщины многих развитых стран мира получили лишь в середине XX века.

В государственных, партийных и общественных организациях той поры существовал специальный механизм по работе среди женщин: женские советы, работа которых велась под руководством женотделов.

Страницы: 1 2 3


Теория Мальтуса. Как появилась Теория Мальтуса
Томас Роберт Мальтус (1766-1834) – видный представитель классической политической экономии Англии. Творчество этого ученого формировалось в основном в первой четверти XIX в., но результаты его научных изысканий ценны и для современной эко ...

Можно ли согласиться с таким мнением: «В информационном обществе тоталитаризм невозможен, так как на первый план выходит не машина, а человек, человеческий фактор». Обоснуйте или опровергните этот т
То, что на первый план выходит не машина – это сомнительно. Не станет ли «Терминатор» реальностью? Согласно демократической концепции Д. Белла, С. Липсета, Э. Шилза, правовое государство и гражданское общество будут обеспечивать права че ...

Социальная пенсия по случаю потери кормильца (право на пенсию, размер пенсии)
Социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам: детям в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца ...

Поиск
Новое